Общение – специфический вид взаимодействия двух или более людей. [«Психологический словарь» (1997)]. Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда. «Есть даже предположение, что где-то в просторах Вселенной коммуникация соединяет друг с другом гигантские небесные тела, и метафора Лермонтова «И звезда с звездою говорит» обретает, таким образом, новый неожиданный смысл».[6,с.176], писал в своих работах Брудный А.А.
В психолого-педагогической литературе проблемы деятельности общения изучали А.В. Запорожец. А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина. Значимость общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса освещается в исследованиях Р.С. Бурре, Н.Д. Ватутина, А.В. Мудрик.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При этом очень важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная деятельность), удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению порой занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной деятельности.[25,с.143]
Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.
Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества; явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.
Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:
благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях.
Критериями анализа становления потребности в общении являются:
внимание к партнеру;
эмоциональное отношение к его воздействиям;
стремление продемонстрировать себя;
чувствительность к отношению партнера.
Основные мотивы общения:
потребность впечатлений (познавательный мотив);
Способы улучшения памяти. «Законы естественного запоминания»
Прежде всего, для получения желаемого результата, необходимо мыслить позитивно. Основное в этом типе мышления – это программировать себя на позитивное с помощью позитивного. Так что никогда не программируйте себя на то, чтобы не стать бол ...
Правовые аспекты оценки персонала.
Знание и понимание законодательства представляется первоочередным вопросом во многих сферах управления персоналом. Это касается и его оценки, которая должна проводиться в строгом соответствии с существующим трудовым законодательством Р ...
|