Психология » Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков » Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике. Девиантное поведение: определение, характеристика, причины
Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике. Девиантное поведение: определение, характеристика, причины
Страница 1

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем [2].

Каковы же основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм? Таковыми причинами являются:

1) Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2) Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

3) Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования [2, 9].

Таким образом, в современных общественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Понятие "норма" является исходным для изучения любых девиаций. Девиантное поведение определяется как:

поступок, действие человека;

как социальное явление.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:

1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.

2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезаадаптация, десоциализация.

При всей относительности понятия "девиантное поведение" за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Механизм рефлексии, как один из аспектов деформации когнитивного компонента Я-концепции
Мотивация использования когнитивных технологий в практике социальной работы в настоящее время во многом связана с тем, что на сегодняшний день данные статистики говорят о низком психокультурном потенциале современных подростков и дефекте ...

Эмпирическая часть II. Постановка проблемы эмпирического исследования II
v В результате первого эксперимента были выявлены и сформулированы некоторые тенденции, присущие механизмам памяти, проявившиеся на небольшой выборке. Целью второго эксперимента, в первую очередь, является проверка и подтверждение обнаруж ...