Психология и экономика
Страница 1

Большие возможности для использования профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, их редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же это происходит, то информация берется не из научных данных , а из житейской психологии или здравого смысла. Но постепенно практическая психология находит место в различных сферах экономической жизни. В XX веке Дж. Катон первым начал сотрудничество с группой экономистов и социологов применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Он сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способностей (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). По мнению Катона, экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения

Экономическая психология – прикладная наука, возникшая из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей стало исследование практических причин несоответствия поведения реального "экономического человека" тем теоретическим концепциям, которые строились экономистами.

Как научная дисциплина она изучат психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей. Кроме того, экономическая психология изучает воздействие внешних экономических факторов на поведение и самочувствие человека. Эти исследования могут относиться к различным уровням общности – от домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макроуровня жизни целой нации.

В настоящее время экономическая психология определяется как «междисциплинарная наука о поведении человека и сообществ в хозяйственной деятельности и экономических системах». Это поведение исходит из определенных чувств, мотивов человека, свойств его личности, особенностей восприятия и понимания экономической ситуации. Цель экономической психологии – "исследование и психологическое обеспечение решения экономических проблем и принятия экономических решений в условиях рыночной системы".

Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими субъектами (людьми и организациями). Она решает проблемы трех основных типов экономической реальности, на которых встречаются субъекты:

1. сфера рынка, где в центре внимания находится покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение

2. сфера бизнеса, где центральное место занимает исследования предпринимательства и деловой активности

3. сфера общества, где специальное проблемой является поведение граждан в ответ на экономическую политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д.

Экономическая психология как прикладная наука изучает психологические аспекты предпринимательского, потребительского, инвестиционного и трудового поведения людей, а также процессы адаптации человека к динамично изменяющимся условиям хозяйственной деятельности.

В экономической психологии изучается поведение личности при изменении экономических условий, например, отношений собственности, инфляции, условий найма и оплаты труда работников, при воздействии на человека рекламы.

Важнейшая проблема экономической психологии – изучение психологии предпринимательства, выявление личностных качеств, характерных для психологического портрета предпринимателя. Зарубежные и отечественные ученые единодушны относительно ряда черт, свойственных предпринимателю. Это творческая экономическая активность, умение принять риск, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость. Выявлен и ряд особенностей отечественных предпринимателей в сравнении с зарубежными. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и ряд других . Традиционно для России негативное отношение к предпринимателю, его активности. И причины здесь, прежде всего, психологические.

Страницы: 1 2


История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика. Учения о душе
Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилас ...

Теоретическое обоснование учета социально-психологических характеристик личности государственного служащего. Проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии
Понятие «личность» имеет несколько сотен различных определений и является настолько сложным, что наиболее точно охарактеризовать этот термин следует не дифференцированно, а в соотнесении со структурой личности. В теориях черт личность че ...