По Роджерсу, Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то , какими бы хотели быть, какими полагает должны быть. Этот компонент «Я» называется Я – идеальное – это «Я» которое человек больше всего ценит и к которому больше всего стремиться. Я-концепция является продуктом социализации. И отсюда вытекают условия (выдвинутые Роджером), важные для развития Я-концепции:
Потребность в позитивном внимании – для любого человека важно чтоб его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание «Я», она всепроникающая и устойчива. Впервые она проявляется у младенца, как потребность в любви и заботе, а в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, когда им недовольны. Позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным .
Условия ценности – это то, как человек оценивает свою ценность. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать не правильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их е будут любить и ценить. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.
Безусловное позитивное внимание – это означает, что человека принимают таким какой он есть, а человек поступает так как он хочет. То есть дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека.
Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Следует отметить, что человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо символизируются в осознании, либо символизация отрицается.(21. с.176.)
Рассмотрев Я-концепцию в исследованиях ученых можно прийти к общему определению, что Я-концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция – это предпосылка и следствие социального воздействия, определяется социальным опытом.
Я-концепцию можно рассмотреть как совокупность установок, направленных на самого себя. В основном установки подчеркивают три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть обусловленным и не обусловленным. Когнитивная составляющая установки (образ Я) – представление индивида о самом себе, как правило кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разными.
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению. Эмоционально – оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанным с их принятием или осуждением. Эта оценка может быть обусловлена соответствующими стереотипами, бытующие в той или иной социальной среде. Источником оценочных знаний различных представлений о себе является его социальное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. И источником оценочных представлений индивида могут быть так же социальные реакции, на какие то его проявления и самонаблюдения.
Результаты исследования
и их анализ
Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп представлены в приложении 4. В таблицу 3.1. сведены средние по группам результаты тестов, а также значения дисперсий этих результатов.
Таблица 3.1. Средние по группам результа ...
Психоаналитический подход
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам известно теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологическая теория не была ещё в состоянии дать от ...
|