«Знать (ребенка) надо в норме и в отклонениях от нее, чтобы быть действительно ваятелем полноценной личности» (В.П. Кащенко)
1. Понятие. Формы
Под сложным дефектом понимаются аномалии развития сенсорных функций в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. Выделяют следующие группы детей со сложным дефектом:
-умственно отсталые глухие, или слабослышащие,
-умственно отсталые слабовидящие или слепые;
-слепоглухонемые;
-глухие слабовидящие.
Встречаются также дети с множественными дефектами - умственно отсталые слепоглухие; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением слуха или зрения.
Сложный дефект - это не просто сумма нескольких дефектов; он является качественно своеобразной психологической системой, имеющей структуру, отличающуюся от составляющих сложный дефект аномалий. Поэтому они требуют особо тщательного комплексного обследования в плане дифференциальной диагностики.
Необходимо также выделять комбинированные нарушения, когда отмечается сочетание умерено выраженных отклонений в развитии. В настоящее время у большинства детей отмечается комбинированная форма отклонений в развитии.
2.
Дети с нарушениями интеллекта и слуха
У данных детей отсутствие или снижение слуха, особенно в раннем возрасте вторично вызывает снижение интеллекта по типу олигофрении.
3.
Дети с нарушениями интеллекта и зрения
В настоящее время отмечается снижение числа детей с тяжелыми нарушениями зрения, но одновременно наблюдается увеличение слабовидящих детей. На их фоне наиболее отчетливо стала выделяться группа детей, не усваивающих программу вспомогательной школы, у которых выявляется умственная отсталость, с постепенным ростом их числа (6,5 % в 1967 году, 17,3 % в 1981 году).
У умственно отсталых слепых дополнительно затрудняется процесс овладения чтением, письмом и счетом, что объясняется тем, что на фоне органического поражения ЦНС компенсаторные возможности умственно отсталого ребенка снижены, и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются. Для формирования представлений, понятий и обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых обычно используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых - слово и специальные тифлографические наглядные пособия. Причем в обоих случаях требуется определенный уровень абстрактного мышления, который нарушен у умственно отсталых детей.
4.Слепоглухонемые дети
Это наиболее сложная категория нарушений в развитии. К ней относятся не только дети полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с частичным поражением сенсорных функций: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке. Без специального обучения, лишенные сенсорной информации, они не развиваются адекватно в интеллектуальном плане, хотя у них есть для этого потенциальные возможности. Коррекционная педагогика позволяет им закончить среднюю школу. Обучение слепоглухонемых осуществляется в специальном учреждении - детском доме г. Загорска Московской области, относящемся к системе социального обеспечения. Воспитание и обучение этих детей осуществляется тифлосурдопедагогами по специальным программам с применением необходимой аппаратуры. Занятия с воспитанниками проводятся по группам в 3-4 человека, подобранным по степени их физического, умственного и речевого развития. Каждая группа посменно обслуживается тремя педагогами. В учебных группах школы учащиеся получают образование в пределах 12 классов школы глухих или для некоторых выпускников в объеме 10 классов массовой школы. Поступив с 3-х лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19-20 летнему возрасту.
Психологические защиты в концепции Карла Роджерса
Роджерс (приложение 2) являлся представителем гуманистической психологии. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние согласованности са ...
Конфликт
«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» (4, с. 161). А. Я. Анцупов предлагает следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый с ...
|