Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.
В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания . Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания , но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.
Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами.
В школе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми – это путь к формированию у них общественной направленности личности. «Обращенность к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять свои пробуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.
Изменения нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок. Какие же изменения происходят в самооценке младшего школьника? С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – в отношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценки правильны - часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел. Ребенок – первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик( хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен. Но и с точки зрения их качеств как учеников ( знающий – малознающий, активный – пассивный). Так в жизни школьника появляются новые категории ценимых явлений и соответственно оценок. В начале он это плохо осознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, в высказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко.
Виды игрушки и игровой деятельности
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятел ...
Психология малых групп
Малая группа, социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и ...
|