, которая должна обеспечить «лечение, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию».
Т.к. детский возраст считается до 16 лет, а затем начинается юношеский возраст, то для расширения сферы деятельности специального образования обучением в вузах, необходимо уточнение в Проекте: «не только дети (до 16 лет), но и юноши (до 23 лет) могут пользоваться услугами специального образования в различных его формах. Это имеет особое значение и в связи с известной нейрофизиологической закономерностью продолжающегося формирования структур мозга до возраста 23-25 лет.
Одновременно заканчивается образование базисных психологических систем личности. Поэтому изучение более широкого возрастного диапазона обусловлено общими законами психофизического развития человека и формирования отклонений от него. В законе о ПМПК уже заложена такая возможность, а в ГОС – исследование и взрослых.
Среди ближайших частных задач реформирования специального образования
можно назвать следующие:
1) Создание службы специальной психологии с введением соответствующих должностей не только в коррекционных, но и в общеобразовательных учреждениях.
2) Инициирование специальных психологических программ для коррекции и саморегуляции педагогов как общего, так и специального образования; внедрение аналогичных программ для студентов вузов с созданием необходимых условий для их осуществления.
3) Создание интегрированных технологий ранней (до 3 лет) диагностики и коррекции проблем в развитии.
4) Разработка теоретико-методологических основ интеграции специального образовательного пространства, организации единой вариативной системы специального образования.
4. В настоящее время требуется пересмотр традиционно сложившихся форм и названий специальностей
в данной области знаний. Коррекционная педагогика должна быть не только дошкольной, но и школьной, иначе прерывается преемственность в реабилитационном развитии ребенка на уровне школы в случае умеренной девиации развития. В свою очередь специальная педагогика должна заниматься субкомпенсированными, слабовыраженными девиациями.
Название «олигофренопедагогика» не соответствует своему современному содержанию в связи с тем, что она в условиях преобладания умеренных форм интеллектуальной недостаточности должна заниматься не столько олигофренией, сколько ЗПР и пограничными формами. Исходя из латинского звучания «интеллект» (рацио) можно говорить о рациопедагогике, комплексно изучающей все формы интеллектуальной недостаточности от слабовыраженных (специальная педагогика) до выраженных осложненных (социальная педагогика).
Значение тифлопедагогики и сурдопедагогики в условиях хорошо развитой медицинской помощи населению уменьшилась, что позволяет их обьединить вместе с другими сенсорными девиациями, например, в сенсопедагогику («сенсус»-восприятие). Сфера деятельности последней значительно может быть расширена за счет специальных форм работы с детьми, имеющих близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие умеренной степени выраженности, которых очень много в общеобразовательных учреждениях. В эту же группу могут быть отнесены дети с тугоухостью 1-2 степени, нарушениями пространственной ориентировки, недостатками проприоцептивной чувствительности и т.д.
Результаты, полученные с помощью метода незаконченных предложений
Одной из наших задач является выяснить ценностно - смысловое понимание свободы у мужчин.
Для решения нашей задачи мы проанализировали методику незаконченных предложений. Она представлена в виде приложения к дипломной работе.
Результаты ...
Методы и методики изучения психологической защиты и совладания как механизма
овладения поведением
Методика 1. Социометрическая методика [16]
Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится ...
|