4. Птухин А., мужской пол, 6 лет.
Испытуемый нарисовал только фигуру противоположного пола, отказавшись рисовать фигуру своего пола. Возможно, это связано с доминированием отца в семье и его психологическим давлением на ребенка, поэтому ребенок отрицает сам факт существования отца. Это уже вызывает определенные смещения в идентификации. Рисунок матери расположен точно в центре листа, ребенок преклоняется перед матерью, сам же он эгоцентричен и адаптивен. Лицо четко прорисовано – индивид готов к социальным контактам. Волосы, изображенные резкими вертикальными штрихами, указывают на стремление к маскулинности. Однако полные, чувственные губы и глаза с ресницами и зрачками говорят о проявлении у индивида феминных черт в большей степени, чем маскулинных.
ВЫВОД. Испытуемый относится к группе «неадекватных» детей, наблюдается смешение половой идентичности, концентрация либидозной энергии на матери, привязанность к ней. Однако ребенок признает главенство мужчины в семье и стремится к приобретению маскулинных черт. При грамотном воспитании и работе психолога с ребенком моно восстановить адекватную половую идентичность.
5. Дузенко Д., мужской пол, 6 лет.
Первой нарисована фигура противоположного пола. Размеры фигур одинаковы (главным в семье ребенок считает папу). Фигуры описаны как мать и отец. Лицо матери прорисовано более тщательно, чем у отца, но в целом можно говорить о готовности к социальным контактам. На фигуре матери волосы нарисованы резкими вертикальными штрихами, что говорит о стремлении к маскулинности. Расположение рисунков в центре листа указывает на эгоцентричность и адаптивность индивида. Подбородок женской фигуры акцентирован больше, чем мужской, что, возможно, связано с более властной позицией матери в семье. Глаза матери – с ресницами и зрачками, рот тщательно прорисован, что говорит о женоподобности индивида. Уши женской фигуры украшены серьгами, у обеих фигур уши достаточно большие (возможно, индивид болезненно реагирует на критику). Четкая прорисовка носов у обеих фигур говорит о стремлении ребенка к маскулинности.
ВЫВОД. Испытуемый относится к группе «амбивалентных» детей. Идентификация еще не закончена, наблюдается некое смешение идентичности. Высокая компетентность и престижность отца в воспитании совмещена с концентрации либидозной энергии на матери. Ребенок проявляет привязанность к родителям обоего пола. Возможны затруднения в общении со сверстниками. При адекватном воспитании и небольшой работе с психологом идентификация пройдет успешно, и индивид обретет истинную, адекватную половую идентичность.
6. Целищев Р., мужской пол, 6 лет.
Первой нарисовал фигуру противоположного пола, она больше, чем фигура мужского пола (обозначенная как отец), но ребенок главным в семье считает отца (по данным анкетирования). Рисунок матери смещен вправо, что говорит о склонности к негативизму и сопротивлению. Лица прорисованы тщательно, присутствуют все черты, что указывает на готовность индивида к социальным контактам. Волосы на фигурах показаны резкими вертикальными штрихами, носы акцентированы – ребенок стремится к маскулинности. Уши видны из-за короткой прически только у матери. Рот четко прорисован – индивид зависим. Подбородок у обеих фигур слабый – в семье нет доминирующего родителя. Глаза матери – с ресницами, что говорит о женоподобности индивида.
ВЫВОД. У ребенка проявляется сильная привязанность к отцу (в игре «Семья» он хочет быть матерью, боится наказания матери). Ребенок одновременно зависим, женоподобен, и стремится к маскулинности. Наблюдается смешение идентичности. Необходима коррекционная работа с психологом и адекватное воспитание.
7. Тухонова Л., женский пол, 5 лет.
Первой нарисовала фигуру женского пола («мать»), она больше, чем мужская фигура, но главным в семье девочка считает отца (по данным анкетирования). Расположение рисунков в центре указывает на эгоцентричность и адаптивность ребенка. На лицах обеих фигур присутствуют основные черты – индивид готов к социальным контактам. Волосы как символ маскулинности изображены только у мужской фигуры. Подбородок слабый у обеих фигур, ушей нет. Рот матери изображен линией, возможна вербальная агрессия. Глаза с ресницами указывают на усвоение вторичных половых признаков ребенком, однако носы – «пуговицы» говорят о незрелости общих представлений о половых ролях.
Гештальтпсихология
Основателями гештальтлсихологии (от нем. gestalt -образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. К ...
Самонаблюдение по факторам послеродовой депрессии
û Сильная усталость, заторможенность и изнеможение
û Ощущение грусти, безнадежности и страдания
û Нарушения сна
û Изменения аппетита
û Сильное волнение, страх и паника в течение дня
û Неспособность ...
|