Практическая значимость. Во многих областях практики, например, юридической, предполагается, что человек способен точно актуализировать из памяти целевую информацию после предъявления ключевого стимула, относящегося к ситуации прошлого (наводящий вопрос, фотография, в том числе предлагаемая для опознания).
В связи с этим представляется крайне важным более детально определить, какие компоненты образа памяти являются наиболее уязвимыми для спонтанной трансформации, установить закономерности этих трансформаций и разработать рекомендации по их учету в практической деятельности.
Методологическими основаниями работы является культурно-деятельностный подход в психологии, интегрирующий идеи школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева с положениями П.И. Зинченко и А.А. Смирнова о детерминации характеристик мнемической продукции деятельностью, в которую включен субъект, и особенностями культурного средства, при помощи которого данная деятельность осуществляется. Работа опирается на многокомпонентную модель мнемических процессов (Аткинсон, Бэддели, Бахрик). В работе используется концепция автобиографической памяти личности как высшей психической функции В.В. Нурковой.
Новизна. В работе впервые собран и проанализирован эмпирический материал, соответствующий требованиям «экологического подхода» У. Найсера - рассматривается соотношение характеристик воспоминания об эпизоде прошлого и фиксирующей его фотографии, сделанной самим испытуемым. Впервые обнаружены разнонаправленные закономерности в воспроизведении центральных и периферических областей запечатленного в памяти эпизода. Исследованы трансформации восприятия и воспоминания о динамическом эпизоде и проведено различение между закономерностями трансформации сюжета эпизода (линия действия) и действующих лиц эпизода (линия персонажей).
Объект исследования: выраженные в вербальной форме воспоминания о статических и динамических событиях прошлого, относящиеся к содержанию сделанных самим человеком фотографий и к содержанию продемонстрированного ему видеофрагмента (в сравнении с описаниями, сделанными испытуемыми при непосредственном восприятии).
Предмет исследования: соотношение между характеристиками содержания восприятия фотографического снимка и видеофрагмента и воспоминаниями о них.
Гипотезы исследования:
1. Существует специфика в закономерностях трансформации центральных и периферических (с точки зрения вспоминающего) областей мнемического образа. А) Выявленные ранее закономерности трансформации образа памяти на стадии хранения не являются универсальными.
Б) Закономерности трансформации центральных («фигура») и периферических («фон») областей мнемического образа имеют разнонаправленный характер.
2. Включение в процесс восприятия культурного средства фиксации образа (фотография) определяет результат воспроизведения непроизвольно запечатленной образной части эпизода.
А) Воспоминание о сделанной испытуемым фотографии одномоментной сцены (кадр) выполняет функцию «ключа» для извлечения из памяти воспоминания о целостном динамическом эпизоде и детерминирует характер расхождений между содержанием фотографии и воспоминанием о ней.
Б) При воспроизведении динамического эпизода наблюдается диссоциация между воспоминанием о сюжетной линии эпизода (линией действия) и воспоминанием о персонажах, включенных в действие.
Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
Бинсвангер известен как создатель разработка системы экзистенциального анализа. Согласно Бинсванегру «экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции)». То есть экзистенциа ...
Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценкт в
младшем школьном возрасте. Диагностика самооценки младших
школьников
Наше исследование проводилось в школе №967 Северо-Восточного Административного Округа во 2 «Б» классе. Возраст детей 7-9 лет. В классе 21 учащийся.
Цель : изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исслед ...
|