Введение.
Страница 1

В последние годы одним из наиболее активно развивающихся направлений в исследованиях памяти является корреспондентный подход (Нуркова, Бернштейн, 2006). Исследователи, работающие в рамках данного подхода, концентрируют свое внимание на анализе конструктивных процессов, которые имеют место на стадиях запечатления, хранения и извлечения информации из памяти (Нуркова, 2000). На сегодняшний день убедительно показано, что работа всех мнемических подсистем включает в себя конструктивные компоненты. Другими словами, то, что мы вспоминаем, не является точной копией воспринятого, а претерпевает значительные трансформации по причинам как когнитивного, так и мотивационного характера (Нуркова, 2006, б).

Актуальность исследования. В литературе описан ряд факторов, которые повышают пластичность воспоминаний и ведут к искажению их истинности. Систематизация исследований, посвященных выявлению этих факторов проведена В.В.Нурковой (Нуркова, 2008). Показано, что максимальная вероятность ошибки наблюдается, когда:

1) информация запоминается непроизвольно;

2) мнемическое содержание подвергается глубокой переработке, что подразумевает организацию материала и его соотнесение с уже сложившейся системой знаний;

3) у субъекта возникает чувство знакомости материала без осознания реального источника получения информации;

4) осуществляется акт мысленной реконструкции события;

5) при условиях, провоцирующих своеобразный «мнемический конформизм», когда авторитетный источник утверждает, что событие имело место в реальности;

6) событие воспринимается как высоко вероятное;

7) субъект решает задачи, преобразуя материал более обобщенного содержания по сравнению с описанием конкретных жизненных эпизодов;

8) мнемическое содержание относится к «субъективному прошлому», т.е. к периоду жизни до последней по времени осознанной трансформации самоидентичности;

9) субъект работает с материалом, структурированным как биографический;

10) контекст кодирования и контекст извлечения информации не совпадают.

Однако до настоящего времени в исследованиях закономерностей пластичности воспоминаний вне рассмотрения остается ряд значимых аспектов этой проблемы:

· Не изучена специфика трансформации материала на каждой из стадий мнемического процесса (запечатления, сохранения, извлечения);

· Не учитывается степень деятельностной включенности субъекта при развертывании процессов непроизвольного запоминания;

· Не учитываются различия фиксации в памяти фрагментов образа, воспринятых в качестве «фигуры» и в качестве «фона»;

· Не учитываются особенности культурных средств, использование которых обусловило непроизвольное запоминание реального жизненного эпизода;

· Не учитывается динамический характер содержания, воспроизводимого в качестве эпизода прошлого, при этом воспроизведение симультанного (момент) и сукцессивного (сюжетное действие) эпизода неправомерно отождествляются;

· Не проводится анализ различий при воспоминании о персонажах - участниках эпизода прошлого и последовательности происходящих действий.

Таким образом, проведенное исследование является актуальным для расширения и уточнения знаний о механизмах функционирования конструктивных процессов в памяти человека с учетом известных законов восприятия (разделение образа восприятия на «фигуру» и «фон»), форм деятельностной включенности субъекта в процесс непроизвольного запоминания и динамических характеристик события, формирующего образ памяти.

Страницы: 1 2 3


Исследования пластичности воспоминаний на ранних этапах развития психологии.
Еще в самом начале двадцатого века А. Бине и В. Штерн (Binet, 1900, Stern, 1910) в ходе своих исследований получили экспериментальные подтверждения, что мнемические процессы подвергают трансформации запечатленную информацию. Детям предъяв ...

Исследование уровня развития игровой деятельности ребенка. Описание методики исследования
Участники: Андрей Л. (7 лет),Рома К. (7 лет). Цель: выявить возможность формулирования правил игры и, как следствие, овладение детьми сюжетно – ролевой игры. Задачи: 1. пронаблюдать игру детей; 2. на основании наблюдения сделать вывод ...