Приложения
Страница 12

«Игра без правил»

Тема игры «Я могу доверить тебе .».

«Ёжик»

Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго — развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.

— Как вы себя чувствуете?

— Какая роль понравилась больше и почему?

— Где можно использовать такие прикосновения?

Домашнее задание

Заполните вторую колонку таблицы, определите при этом, что чувствует ребенок, когда произносит предложенные фразы.

Ребёнок говорит Ребёнок чувствует

Пример. Ребёнок говорит: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать её решать?»

Ребёнок чувствует:

а) себя глупым;

б) обескуражен;

в) испытывает желание не выполнять задачу.

Ребёнок говорит:

1. Посмотри, папа, какой самолеёт я сделал новыми инструментами.

2. А мне совсем невесело! Мне ничего не хочется делать.

3. Я никогда не смогу быть таким же, как Ваня. Я упражнялся и упражнялся, а он все равно все делает лучше меня.

4. Наша новая учительница слишком много задает на дом. Я не могу сделать все задания! Что же мне делать?

5. Я не должна была так поступать с Наташей. Я поступила плохо.

6. А я хочу ходить с длинными волосами — это ведь мои волосы, правда?

7. Как ты думаешь, я хорошо написал это сочинение? В самом деле неплохо?

8. Почему он оставил меня после уроков? Я не один разговаривал! Как бы я хотел, чтобы его больше в школе не было!

9. Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать. Я уже достаточно взрослый.

10. Уходи, оставь меня одну. Я не хочу разговаривать — ни с тобой, ни с кем! Тебе все равно, что со мной случилось!

11. Я старался, старался быть хорошим, и все было ничего, а теперь у меня все еще хуже, чем было. Я очень старался, но это все равно не помогло. Какая от этого старания польза?

12. Я так рада, что я твоя и папина дочка, а не других родителей.

Рефлексия

«Колокол»

Занятие 6. «Агрессия и гнев»

«Связующая нить»

Тема упражнения «Я злюсь, когда .».

«Представь себя .»

Цели. Создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр (придумывает заранее, от лица какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя.

Например: «Я — Золушка», «Я — Робин Гуд». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо, наблюдает за этим процессом со стороны.

Танец свободы и победы «Святой Георгий»

Цели. Снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

Это древний танец, в котором стоящие в хороводе участники группы «убивают» воображаемым копьем представленного в центре круга дракона (змея, противника и т.д.). При этом благодаря эффекту групповой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины, который распределяется между участниками танца. Профилактике возникновения и усиления чувства вины за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца — танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили» дракона. При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно, как хочет и как может.

Обсуждение домашнего задания

Участники работают по вопросам:

— Какие фразы вызвали наибольшее затруднение в определении чувств?

— Часто ли дети произносят такого типа высказывания?

— Понимаете ли вы в этот момент их чувства?

— Что вы делаете для того, чтобы показать ребенку, что вы поняли его чувства?

«Толкалки»

Цель. Развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля и игры по правилам, снятие напряженности, расширение контакта в группе.

Упражнение выполняется в парах (родитель с родителем, ребенок с ребенком). По знаку ведущего участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Анализ проблем в семьях имеющих детей с умственной отсталостью в психолого-педагогической литературе. Психологические особенности личности подростка
Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность пор ...

Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики
Заключение 1: Респондент: С. Анна. Личностный профиль по результатам диагностики в Приложение 3 и 4 (рис.1). Анализ вторичной диагностических данных многофакторного опросника Р. Кеттела и теста школьной тревожности Филипса показал на н ...