Психология » Исследование социально-психологических характеристик личности госслужащего » Теоретическое обоснование учета социально-психологических характеристик личности государственного служащего. Проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии
Теоретическое обоснование учета социально-психологических характеристик личности государственного служащего. Проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии
Страница 4

Еще более неразработанным остается понятие «социально-психологические способности личности», хотя ему уделяется большое внимание в литературе и оно активно используется в экспериментальных исследованиях. В целом вся группа этих способностей связывается с проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность» (В.А. Лабунская), «способность к эмоциональному отклику» (А.А. Бодалев), «общая способность к оценке другого» (Г. Олпорт), «наблюдательность» и «проницательность» (Ю.М. Жуков) и т.п. Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др.

Хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности – «это качества которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними».

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.

Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга. Хотя и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы.

Таким образом, мной была рассмотрена проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии, в ходе чего за определение этих свойств было взято определение, данное Андреевой Г.М.

Страницы: 1 2 3 4 


Характер. Акцентуация характера. Воспитание характера.
Характер — это каркас личности, в который входят только наибо­лее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетли­во проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты харак­тера — это черты личности, но не все черты ли ...

Этапы научного творчества Л. С. Выготского.
Лев Семенович Выготский (1$9б-1934) является одной из самых выдающихся личностей отечественной психологии XX в. Все его научное творчество делится на 2 периода: гомельский и московский. Гомельский период. В 1917 г. - исследовательская ра ...