б) В процессе развития ребенка естественно бывают периоды, когда ему не хочется ходить к психотерапевту. Такие состояния нормальны. Психотерапию при этом прекращать не стоит. Наоборот, при встрече с родителями следует обсудить с ними, что делать дальше.
в) Временами, в особенности при хорошем протекании психотерапии, у ребенка может возникать очень сильная зависимость от психотерапевта. Это может быть даже предпосылкой того, что влияние психотерапевта на развитие ребенка усилится. Чтобы предотвратить возможную ревность со стороны родителей, следует их заранее профилактически к этому подготовить, а затем, в ходе последующих консультативных встреч с родителями, постоянно внимательно следить, как они реагируют на происходящее, и поддерживать их.
г) Никогда психотерапия не может заменить внимание со стороны родителей. Однако при наличии психических расстройств в некоторых случаях психотерапия может оказаться обязательной. Оба обстоятельства следует обсудить с родителями уже в начале психотерапии. Во всяком случае, у родителей не должно сложиться впечатление, что психотерапия не так уж важна.
д) В "договоре" между родителями и психотерапевтом следует отметить необходимость продолжения психотерапии во время каникул, а также обсудить это с самим ребенком. Если этого не делать, то, как показывает мой опыт, дети часто считают, что во время каникул им не нужно ходить и к психотерапевту.
К преждевременному прерыванию психотерапии приводит иногда также и нетерпение родителей, которые параллельно с занятиями у данного психотерапевта ищут еще и других специалистов. Поэтому уже в самом начале следует обсудить с родителями, что если у них будут возникать подобные сомнения в психотерапевте или в собственных намерениях, то им нужно просто поговорить об этом с психотерапевтом, потому что втягивание ребенка в конфликт отношений между двумя авторитетами профессионалов может вызвать у него дополнительные проблемы.
И, наконец, ребенок и родители должны уже в самом начале психотерапии знать, что запланированные психотерапевтические занятия предназначены именно для ребенка. Ребенок не может, заранее об этом не договорившись с психотерапевтом, привести на занятие брата, сестру или друзей. Особенно вредно для ребенка, если в запланированное для него время вместо него приходит кто-то из родителей, потому что им вдруг захотелось проконсультироваться. Некоторые матери, которые приводят ребенка к психотерапевту, пытаются в начале занятия еще успеть быстро поговорить с психотерапевтом. При этом они хотят, чтобы ребенок в это время подождал в комнате для ожидания. Это может очень помешать установлению хороших отношений между ребенком и психотерапевтом или вызвать в ребенке неприятные чувства и способствовать желанию прекратить психотерапию.
Развитие психофизики и психометрии. Закон Вебера-Фехнера
Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает ...
Исследование основных направлений урегулирования
социально-педагогических конфликтов в филиалах вузов. Исследование мотивов учебной деятельности студентов как
способ урегулирования социально-педагог
Время диктует новые требования к системе образования, в том числе к усилению его гуманитарной и фундаментальной компонент, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всесторонн ...
|