Врачи часто имеют обыкновение ставить более тяжелый диагноз, чем это необходимо. Такая практика вызывает большие сомнения, однако, для врачей она имеет следующие преимущества:
если благодаря психотерапии будут достигнуты улучшения, то это будет означать, что врач хорошо поработал;
если психотерапия не приведет ни к каким улучшениям, то врач окажется прав, поставив тяжелый диагноз.
После того, как будет поставлен диагноз, и если будет показано проведение с ребенком психотерапии, например, по методу символдрамы, важно провести подробную беседу с родителями. При этом необходимо обсудить следующие вопросы и заключить договор в устной или письменной форме.
Минимальная длительность психотерапии и точность посещения занятий. Здесь речь идет не только о юридическом договоре, но в гораздо большей степени о том, чтобы дать понять родителям: самостоятельное прерывание психотерапии может быть не только неприятно ребенку, но и, возможно, будет иметь для него серьезные негативные последствия, вызывая ухудшение психического состояния.
Родители не должны расспрашивать ребенка о том, что было на занятиях у психотерапевта. Однако если ребенок сам об этом рассказывает, то родителям следует его с интересом выслушивать.
Если ребенок будет рассказывать родителям о каких-то своих агрессивных проявлениях или о других "ужасных" вещах, то родителям следует обратить на это внимание и обсудить на следующей встрече наедине с психотерапевтом. Вообще следует знать, что в ходе психотерапии, как правило, может проявиться только то, что до этого уже было в ребенке. В некоторых случаях проявление агрессии может стать для ребенка облегчением подобно рвоте, когда из организма выходит испорченная еда.
Конечно же, родители не должны давать ребенку никаких указаний или предостережений о том, как вести себя во время занятий с психотерапевтом. Родителям следует объяснить, почему это так важно.
Обязательно нужно рассказать родителям о методах и техниках психотерапии, по которым планируется работать с их ребенком. Родители часто скептически относятся к игровой психотерапии ("У него он только играет"). В отличие от этого к символдраме (или к "игре фантазий", "упражнениям на работу воображения") родители относятся с большим уважением. В таких случаях следует объяснить родителям, что психотерапия происходит не только благодаря решениям и действиям одного лишь психотерапевта. Это живой процесс взаимодействия, когда невозможно заранее сказать, какой из приемов - игра, использование воображения и фантазии, рисование, поделки или беседы - станет наиболее важным для достижения цели.
Следует заранее обговорить, что для ребенка важно, чтобы со всеми проблемами, желаниями и вопросами, которые возникают у него в связи с психотерапией, он обращался непосредственно к психотерапевту. Иногда ребенку требуется долгое время, чтобы он смог решиться сам сказать психотерапевту о чем-то важном. В таких случаях часто бывает так, что дети хотели бы, чтобы это за них сказали родители. Например, некоторым детям не нравится представлять образы по технике символдрамы, но они не находят в себе мужества прямо сказать об этом психотерапевту и просят это сделать маму. Другим детям вообще больше не хочется ходить к психотерапевту и им хотелось бы закончить психотерапию, но они бояться откровенно поговорить об этом с психотерапевтом. Некоторым детям хотелось бы пригласить психотерапевта домой, либо хотя бы один раз не пойти на занятие, либо, быть может, взять с собой на занятие брата или сестру.
С родителями следует договориться, что они не будут соглашаться брать на себя роль рупора ребенка. Если ребенок будет пытаться послать родителей поговорить с психотерапевтом, то одного этого правила будет не достаточно. Нужно будет еще и поговорить с родителями о причине, почему это происходит, какие психодинамические причины лежат в основе такого нежелания. Причин здесь может быть несколько:
ребенок переносит на психотерапевта отношение к отцу, к которому он тоже не всегда мог свободно обратиться и, когда это было возможным, просил маму самой сказать отцу что-либо важное для себя;
мать сама еще во многом остается "мамой маленького ребенка" и в обычной жизни часто говорит за ребенка там, где он сам мог бы за себя сказать;
мать, которая в силу своего собственного переноса на психотерапевта хотела бы выглядеть в его глазах важной и незаменимой; поэтому она ищет любую возможность с ним поговорить.
Важно также проинформировать родителей о недопустимости преждевременного прекращения психотерапии. При этом в отдельности следует дать следующие указания:
а) Достижение цели психотерапии зависит не только от исчезновения жалоб и симптомов у ребенка. Очень часто они исчезают уже вскоре после начала психотерапии. Родители должны знать, что речь идет о психическом развитии ребенка, а не только о поведении. Поэтому родителей следует предупредить, что уже вскоре могут наступить изменения в поведении ребенка. Однако, это не означает автоматически, что психотерапию следует заканчивать только при смягчении симптоматики. Для благоприятного дальнейшего развития ребенка необходимо запланировать достаточное количество времени, чтобы психотерапевтически закрепить достигнутые результаты. Иначе легко могут произойти рецидивы.
Эмпирическое исследование понимания свободы у мужчин с регламентированным
образом жизни. Организация и ход исследования
Цель:
исследовать представление о свободе у подростков с ограниченными возможностями.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить представление о свободе у заключенных и сотрудников колонии для несов ...
Понятие темперамента
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личность ...
|