Сбор анамнеза
Страница 3

Что должно входить в сбор анамнеза?

Для освоения техники сбора анамнеза необходимо пройти соответствующее обучение на специальных семинарах. Сбор анамнеза для взрослых пациентов описывается в книгах Аннемарии Дюрссен "Биографический анамнез" (1) и Петера Остена "Анамнез в психотерапии. Интегративная концепция" (2). К сожалению, хорошие учебные пособия по сбору анамнеза в работе с детьми и их родителями мне не известны.

Многие психотерапевты используют анкеты, которые они просят заполнить родителей. Анкеты, которые можно купить в Германии, как правило, очень подробные, даже, как мне кажется, слишком подробные. Из-за этого они настолько объемные, в них так много страниц, что я даже не решаюсь предложить эти анкеты обратившимся ко мне родителям. К тому же в этих анкетах иногда уже с самого начала задается вопрос о дисгармонии в семье, что я считаю не правильным. Отношения в семье нужно, как мне кажется, обсуждать только при личной встрече. А когда знаешь, как часто людям бывает неприятно заполнять различные формуляры, то понимаешь, что не стоит обременять родителей возиться со столь объемными анкетами.

В 1970 г. я разработал анкету (см. Приложение

), которая нашла широкое распространение в Германии. В основу ее легли следующие принципы: заполнять нужно только две стандартные страницы Din-A4; в основном достаточно отметить свой ответ крестиком; анкета ограничивается только вопросами о ребенке и преднамеренно не затрагивает отношения в семье.

В анамнезе необходимо учитывать следующие моменты:

G - причины обращения к детскому психотерапевту;

G - особенности в состоянии ребенка к моменту исследования;

G - с какой частотой и интенсивностью проявляются симптомы;

G - насколько долго уже существуют эти симптомы;

G - есть ли у родителей свое объяснение по этому поводу;

G - обращались ли прежде родители по поводу этих проблем к другим специалистам;

G - кто направил родителей с ребенком на исследование;

G - с какими ожиданиями пришли родители;

G - в каких условиях живет сейчас ребенок и какая ситуация в семье;

G - биография ребенка, начиная со времени беременности матери;

G - экономическое и социальное положение семьи;

G - отношения внутри семьи;

G - какой опыт есть у родителей из их собственного детства;

G - кто кроме родителей еще принимает участие в воспитании ребенка.

Проводя первую встречу по сбору анамнеза, необходимо все же учитывать два правила:

В большинстве случаев сбор анамнеза не должен заканчиваться после первой встречи; напротив, многие важные факты, существенно дополняющие анамнез, становятся известными только после установления хороших доверительных отношений между родителями и психотерапевтом.

Психотерапия начинается не с началом психотерапевтических занятий после установки диагноза, а уже при сборе анамнеза (особенно, когда диагностику и психотерапию проводит один и тот же специалист).

При сборе анамнеза важно не только выяснять конкретные факты, но и с самого начала мотивировать родителей к сотрудничеству. Не следует откладывать привлечение помощи родителей, которые с самого начала должны по возможности чувствовать, что их не только "опрашивают", но и что для них это может быть полезным: они получат компетентную консультацию, смогут по-новому взглянуть на происходящее в семье. Когда этого не происходит, родители часто остаются недовольны. Например, от других коллег мне уже не раз приходилось слышать, что родители так критически отзывались о встрече с психотерапевтом: "Мы уже пять раз были у него, а он только молча сидел, так ничего и не сказав, что с нашим ребенком и что нам с ним делать."

Страницы: 1 2 3 4


Этапы современного развития. Краткая характеристика этапов
1) Лечебный (первая половина 19 века). Выявление и лечение детей с грубыми дефектами зрения, слуха, выраженными психическими нарушениями. 2) Педагогический (вторая половина 19 века). Начало образования детей с выраженными дефектами разви ...

Проблема аффектов в античной психологии
Концепция аффектов у Аристотеля . Чувства со­провождают любую деятельность и являются ее источни­ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных фун ...