Психология » Особенности развития аутичного ребенка » Психологическая помощь детям с аутизмом
Психологическая помощь детям с аутизмом
Страница 1

Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков.

Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения не­обходимы постоянные физические нагрузки. Наряду со специ­альными занятиями по моторной коррекции, на которых ученики приобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития лично­сти, а также распознают возможности своего тела и учатся использовать их в жизни, рекомендуют­ся занятия спортом. Выбирая вид спорта, надо учитывать трудности аутичного ребенка во взаи­модействии с детьми и в выполнении сложной последовательности произвольных движений. Поэтому на начальных этапах выбираются такие виды спорта и элементы спортивной деятельнос­ти, как легкая атлетика, лыжи, силовые упражне­ния, плавание. В младшем подростковом возрас­те тех ребят, которые уже имеют некоторую фи­зическую подготовку и питательный опыт, мож­но учить играть, в футбол, конечно начиная в не­большой компании знакомых детей и взрослых, отрабатывая при этом навыки группового взаи­модействия. [8, С.57]

Успех обучения детей с аутизмом зависит от ощущений и эмоционального настроя учеников на занятиях, а также от умения вести себя в кол­лективе. Положительные эмоции, как и положи­тельный опыт общения с окружающими, способ­ствуют наиболее успешному обучению. Как изве­стно, моторика тесно связана с эмоциями. С од­ной стороны, двигательная активность, участие в играх, успехи в учебе влияют на эмоциональный настрой ученика, с другой - эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому норма­лизация психофизического тонуса - один из важ­ных аспектов социализации аутичного ребенка. [9, С.150]

На основе коррекционной работы, проводившейся с 70-х годов прошлого века под руководством К.С. Лебединской, исследователи подходили к пониманию аутизма как тяжелого нарушения в развитии аффективной сферы. Рекомендуется применять, созданные в его рамках, методы психологической помощи:

На первом этапе основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно его можно построить лишь на основе немногих значимых впечатлений которые дети получали в процессе полевого движения, выстраивания и созерцания зритель­ного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддер­жание контакта должно подкрепляться осто­рожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений с помощью сло­весного комментария.

Второй этап

психологической ра­боты нацелен на формирование ус­тойчивого пространственно-времен­ного стереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устой­чиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, что позволяет посте­пенно все более дифференцировать взаимодействие. Условием формиро­вания такого стереотипа было пост­роение специалистом определенного пространственно-временного поряд­ка занятия. В то же время этот поря­док не должен формироваться слишком жестко, поскольку плас­тичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условием раз­вития, дает возможности нахожде­ния новых точек соприкосновения.

Третий этап

— развитие смысло­вого стереотипа занятия. Возникно­вение избирательности и развитие положительно окрашенной индиви­дуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленны­ми и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, откры­вает возможность для более сложно­го осмысления происходящего: появ­ляется большая направленность на людей, интерес к другим детям, эмо­ционально окрашенным становит­ся контакт с близкими. Дети должны начать функционально использовать игрушки, из них выделять люби­мые, появляется все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не свя­занных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает ос­нову для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках кото­рого происходит не просто накопле­ние бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная ес­тественная последовательность.

Четвертый этап

связан с разви­тием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность само­го ребенка, формируются социально адекватные способы самоутвержде­ния. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адапта­ция к привычным условиям открыва­ет путь, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой к появлению возможности более ак­тивного и самостоятельного освое­ния среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непред­сказуемости.

В процессе коррекции все дети должны значительно продвигаются в аффек­тивном развитии: во все более слож­ном осмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой; должны нормализоваться функции саморегуляции. [1, С.47-50]

Страницы: 1 2


Теоретическое обоснование учета социально-психологических характеристик личности государственного служащего. Проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии
Понятие «личность» имеет несколько сотен различных определений и является настолько сложным, что наиболее точно охарактеризовать этот термин следует не дифференцированно, а в соотнесении со структурой личности. В теориях черт личность че ...

Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии
Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул – реакция». Выделение поведения в качестве основного предмета изучения в бихевиоризме призвано было ...