Линии ствола прямые, ствол открыт и связан с листвой– находчивость, не задерживается на тревожащих фактах, стремление сохранить внутренний мир.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
«Несуществующее животное»
Животное никак не названо. На вопрос «Кто это?», Ксюша ответила: «Лапы собачьи, хвост и голова — кошачью, а шея от жирафа».
Рисунок расположен по центру листа (уверенность в себе и самооценка в норме).
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям, может быть боязнь перед активным действием и нерешительность.
Уши не прорисованы: степень заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе незначительна.
Рот закрыт — неболтивость, отсутствие вербальной агрессии.
Глаза без зрачка, без ресниц. Отсутствие истероидных черт, нет заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться.
Голова, в сравнении с пропорциями тела не увеличена. Дополнительных деталей на голове нет.
Лапы в сравнении с телом нормальной величины (задние короче, передние длиннее), но ступни совсем маленькие. Опора на рассудочность, основательность суждений весьма слабая.
Однотипность и однонаправленность формы лап — некоторая конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
Хвост повернут вверх и вправо — отношение к своим действиям и поведению уверенное, положительное, бодрое
Тело плавное без углов — отсутствие агрессии, защиты от окружающих, тревоги и страха не выявлено.
Число деталей в пределах необходимого, штриховка ровная, без выездов и помарок, аккуратная. Экономия энергии, астеничность организма.
Тематически животное нейтральное - отношение к собственной персоне и к своему "Я" нейтрально
Степень агрессивности низкая, нет острых углов и шипов. Сексуальные признаки отсутствуют.
Творческие возможности не выражены: на основе существующего животного (жирафа) пририсованы хвост собаки и голова кошки. Названия нет.
«Рисунок семьи»
Ксюша начала рисовать с собаки. На вопрос «Почему?» ответила, что очень любит собаку Динку.
Спросила: «Себя тоже рисовать?»
Рисовала с удовольствием
№ |
Выделяемые признаки |
Отметки о наличии признаков |
1 |
Общий размер рисунка |
Во весь лист |
2 |
Кол-во членов семьи |
Все |
3 |
Соответствующие размеры членов семьи | | |
мать |
1 | |
отец |
2 | |
сестра брат | | |
дедушка бабушка и т.д. |
4 |
4 |
Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо признаков между ними |
Между папой, мамой и бабушкой расстояние одинаковое. Между папой и Ксюшей расстояние больше. Все нарисованы отдельно. |
5 |
Наличие животных |
Кошка и собака |
6 |
Вид изображения:
схематическое изображение
реалистическое
эстетическое в интерьере,
на фоне пейзажа и т.д.
метафорическое изображение в движении, действии |
Реалистическое, без действия |
1) особенности состояния во время рисования. Цвета использованы довольно яркие, это может указывать на отсутствие напряженности в отношениях.
2) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие. Все члены семьи нарисованы отдельно друг от друга, т.е. Ксюша не чувствует их единения, каждый сам по себе. Эмоции выражены только у Ксюши (улыбка на лице). У остальных членов семьи лица безэмоциональны.
Тест
1. Я чувствую подавленность.
2. Утром я чувствую себя лучше всего.
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам.
4. У меня плохой ночной сон.
5. Аппетит у меня не хуже обычного.
6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщ ...
Закономерности детского развития
• цикличность. Периоды подъема и интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Возраст является стадией развития и представляет собой цикл с особым темпом и содержанием;
• неравномерность развития. Личность, ее психиче ...
|