Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются:
1. патогенетическая психотерапия
2. рациональная психотерапия
3. логотерапия
4. психология самореализации
5. позитивная психотерапия
6. когнитивная терапия
7. рационально-эмотивная психотерапия
8. психотерапия «здравым смыслом».
Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и, в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится так называемая патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева.
Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:
• осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;
• осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;
• осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами;
• осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;
• осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условий формирования своей системы отношений;
• научения понимания и вербализации своих чувств;
• обучения саморегуляции.
Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором — осознание психологических причин и
механизмов болезни; на третьем — решение конфликта и на четвертом — реконструкция системы отношений личности.
В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:
1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.
2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).
3. Аутентичность — способность познать истинные собственные потребности и возможности.
4. Способность принимать себя.
5. Потребность в любви.
A. Маслоу признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности).
К ценностям бытия относятся такие, как:
1) целостность — единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность;
2) совершенство — необходимость, естественность, уместность;
3) завершенность — конечность;
4) справедливость — законность, долженствование;
5) жизненность — спонтанность, саморегуляция;
6) полнота — дифференцированность, сложность;
7) простота — искренность, сущностность;
8) красота — правильность;
9) праведность — правота, желанность;
10) уникальность — неповторимость, индивидуальность, несравненность;
11) непринужденность — легкость, отсутствие напряженности, изящество;
12) игра — веселье, радость, удовольствие;
13) истинность — честность, реальность;
14) самодостаточность — автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.
Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:
• изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях;
• познание традиционных для него, его семьи и субкультуры механизмом переработки конфликтов;
• расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней[2].
Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к имеющимся у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. Например, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него алопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голова. Такие культуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность — как способность телом сказать «нет», анорексия — как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).
Практическое
исследование психологических особенностей больных хроническим панкреатитом. Организация
и методы эмпирического исследования
Настоящее исследование проводилось на базе городской больницы №7. Для исследования были выбраны 30 больных хроническим панкреатитом и 30 здоровых людей (контрольная группа). Целью нашего исследования явилось изучение как личностных особен ...
Абилитация развивающейся личности ребёнка в практике социальной работы. Описание структуры эмпирического исследования
Цель констатирующего эксперимента:
исследовать уровень развития психокультурного потенциала.
Объект констатирующего эксперимента:
подростки муниципального специализированного учреждения для несовершенно летних, нуждающихся в социальной ...
|