Если детский психиатр в состоянии наладить отношения с семьей пациента, то он получает благодаря этому значительные преимущества при лечении своих больных. Совсем не требуется, чтобы детский психиатр стал семейным врачом, тем не менее он должен быть в состоянии подключить семью к диагностическому и лечебному процессу, должен обладать базисными навыками в установлении рабочего сотрудничества с семьей, в распознавании особенностей этой семьи и, наконец, относиться с уважением к ее традициям.
Следствием установления хорошего контакта с семьей могут быть:
• нарастающее содействие процессу лечения; нарастающая податливость лечению;
• нарастающее понимание сил, способствующих выздоровлению;
• доступ к ресурсам семьи;
• оказание помощи при уходе за больным и защите его; совершенствование таких процессов, как подотчетность и управляемость.
Сказанное в одинаковой степени служит пользе как ребенка, так и семьи. Вовлечение семьи может оказаться бесполезным при разрешении проблем ребенка. Семью не следует рассматривать как основную этиологическую причину существующих проблем ребенка; соответственно нельзя рассчитывать, что при воздействии на нее указанные проблемы полностью разрешатся. Значение семьи в системе детских проблем может быть классифицировано таким образом:
• проблемы имеют биологическую базу; семья в их происхождении отчетливой роли не играет (например, аутизм, синдром Туретта, неспособность к развитию);
• проблемы ребенка, по всей вероятности, имеют отношение к семейной дисфункции (например, нарушения поведения);
• семейные дисфункции, по всей вероятности, имеют отношение к проблемам ребенка (например, конфликт родителей по поводу воспитания ребенка);
• проблема ребенка — следствие семейной дисфункции (например, травматизм в результате насилия, жестокого, пренебрежительного обращения).
Подчас терапевт может ошибочно исключить семью из лечебной системы, если он сочтет, что существующие проблемы ребенка не связаны с особенностями семейного функционирования либо семья, по его мнению, является источником эксплуатации, насилия, отвергания ребенка. Однако даже в тех случаях, где проблемы ребенка обусловлены биологически, их успешное разрешение невозможно без вовлечения семьи, равно как и без вовлечения ребенка в систему взаимоотношений. Неадекватное использование семейных возможностей усугубляет состояние больного ребенка. Даже в том случае, когда члены семьи причинили ребенку вред, между ними и ребенком тем не менее сохраняются эмоциональные связи, к которым, предпринимая попытки по защите больного, тем не менее нужно относиться с должным пониманием. В качестве примеров программ, преследующих цель сохранения семейных взаимоотношений в такого рода ситуациях, можно упомянуть программы внутрисемейной работы по выработке умения разрешать стрессовые ситуации; соответственно, предупреждать жестокость и пренебрежение в отношении детей; помощь приемным родителям в установлении близких семейных отношений с приемными детьми; поддержание семейных связей между членами семьи при аресте одного из них. Повторяясь, можно еще раз отметить, что, поскольку в семейные связи так или иначе вовлечены все дети, эти связи следует расценивать как ценный инструмент в лечении ребенка.
Основа семейной работы определяется на этапе фазы оценки, сама же работа с интервалами продолжается в течение всего курса лечения. К критическим моментам этого лечения, вовлекающим в систему взаимоотношений если не всех, то основных членов семьи (обеспечивающих воспитание), следует относить те, при которых принимаются принципиальные решения (при условии понимания ситуации всеми членами семьи и соблюдении условий, характеризующих информированное согласие). Несмотря на тот факт, что согласие достигается, как правило, при вовлечении одного родителя (обычно мать), такой подход, даже при абсолютно ответственной позиции родителя, может нередко привести к ошибочному пониманию сути лечения, его недооценке, в конечном счете — к несогласию или преждевременному окончанию лечения.
Понимание стиля жизни
Возможно, в этой связи было бы полезно продемонстрировать то, как мы определяем нормальный стиль жизни, и что это дает нам для понимания ошибок и некоторых особенностей. Но прежде стоит упомянуть, что в подобного рода исследованиях мы не ...
Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценкт в
младшем школьном возрасте. Диагностика самооценки младших
школьников
Наше исследование проводилось в школе №967 Северо-Восточного Административного Округа во 2 «Б» классе. Возраст детей 7-9 лет. В классе 21 учащийся.
Цель : изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исслед ...
|