Психология » Самооценка младших школьников » Методика Дембо- Рубинштейн
Методика Дембо- Рубинштейн
Страница 2

2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

Низкий средний высокий

Уровень притязаний до 60 60-74 75-100

Уровень самооценки до 45 45-59 60-100

Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова

(23,с. 78)

Материал: рисунки для выполнения субтестов.

Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

Ход опыта:

1) Экспериментальная часть.

Субтест №1.

Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Субтест №2.

Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.

О- отец

М- мать

Д- дедушка

Б- бабушка

Б2- брат

С- сестра

Др – друзья

У- учитель

Субтест №3.

Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.

Субтест №4.

Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

Субтест №5.

Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

2) Обработка результатов:

Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

Страницы: 1 2 


Теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему поведению. Сущность преодолевающего поведения. Подходы к изучению преодолевающего поведения
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восп ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования. Составим сравнительную голограмму психологического развития детей на констатирующем и ...