Соматоформные расстройства. Современная классификация относит ипохондрические расстройства к группе соматоформных расстройств, куда также включены соматизированное расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция и хроническое соматоформное болевое расстройство. Патогенетические механизмы формирования соматоформных расстройств связаны с конверсией, трансформацией актуального невротического конфликта в функциональные соматические симптомы при отсутствии органической основы для них. Такие расстройства, безусловно, являются примером психосоматической патологии. Истерический (конверсионный) компонент формирования этих нарушений обусловлен возможностью более быстро и «надежно» привлечь к себе внимание окружающих, и поэтому больные настаивают не только на самом факте наличия соматической патологии, но прежде всего на том, что она тяжела и опасна для жизни. Таким образом больные перекладывают ответственность за свою неудовлетворенность и беспомощность в самореализации на болезнь, а также на врачей, которые якобы не могут им помочь и не понимают их состояния.
Близким по патогенетической сути к ипохондрии является соматизированное расстройство (синдром множественных жалоб), основные признаки которого — множественные, повторно возникающие и часто видоизменяющиеся соматические симптомы, которые становятся причиной постоянного, на протяжении многих лет, обращения к врачам-психотерапевтам. У таких больных практически всегда обнаруживают выраженную тревогу, мнительность и элементы депрессии. Течение соматизированного расстройства как правило, сочетается с длительным нарушением социального, межперсонального и семейного функционирования. Расстройство значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Часто начинается в молодом возрасте.
Еще один часто встречающийся вариант соматоформных расстройств — это соматоформная вегетативная дисфункция. Симптомы при соматоформной вегетативной дисфункции бывают двух типов. Для первого типа характерны жалобы, отражающие объективные признаки вегетативного возбуждения. Второй тип — это идиосинкразические, субъективные и неспецифические симптомы, такие как ощущения мимолетной боли, жжения, тяжести, напряжения, давления или растяжения.
При хроническом соматоформном болевом расстройстве ведущей жалобой является постоянная, тяжелая, психически угнетающая боль, которую нельзя полностью объяснить физиологическим процессом или соматическим расстройством. Боль появляется как следствие эмоционального конфликта или психосоциальных проблем, которые можно расценивать как главную причину. В результате обычно усиливаются внимание и поддержка со стороны близких. К хроническому соматоформному болевому расстройству не относится болевой синдром при соматических заболеваниях. Данный вариант соматоформных расстройств тоже не имеет подтверждение органической природы, хотя вызывает тяжелые субъективные переживания.
Неврастения. Клиническая картина этого заболевания подвержена значительным культуральным вариациям, тем не менее, выделяют два основных его типа. При первом из них основным симптомом являются жалобы на повышенная утомляемость после умственной работы, в результате которой значительно снижаются профессиональная продуктивность и эффективность в повседневных делах. Умственную утомляемость обычно описываюткак вмешательство отвлекающих ассоциаций или воспоминаний, невозможность сосредоточиться и непродуктивное мышление. При втором типе главными симптомами выступают физическая слабость и истощаемость после минимальных усилий, сопровождающиеся чувством боли в мышцах и невозможностью расслабиться. При обоих типах наблюдаются и другие неприятные физические ощущения: головокружение, головная боль и чувство общей неустойчивости, озабоченность по поводу умственного и физического неблагополучия, раздражительность, незначительная подавленность и тревога. Часто нарушаются начальные и промежуточные фазы сна, однако может иметь место и гиперсомния. К неврастении относят и синдром хронической усталости.
Исследование брачно-семейных представлений у
школьников старших классов. Организация
исследования
Для исследования брачно-семейных представлений у школьников старших классов мы провели эксперимент на базе средней общеобразовательной школы №105. В эксперименте участвовали школьники 10 класса в количестве 35 человек. Эксперимент проводи ...
Что же такое личность?
Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»:
“Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических харак ...
|