Психология » История психологии как самостоятельная наука » Развитие экспериментальной психологии в структурализме Э. Титчинера.
Развитие экспериментальной психологии в структурализме Э. Титчинера.

Э. Титченер (1867-1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурализмом и настаивал на противопоставлении ее активно развивающемуся в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса. Титчинер выдвигал следующие идеи относительно исследовательского аппарата психологии (предмет, методы, задачи, цели).

1. Предметом структурной психологии является структура сознания, понимаемая как совокупность отдельных элементов, имеющих элементарную природу и не поддающихся дальнейшему анализу.

2, Цель структурной психологии - изучение структуры сознания через изучение этих элементарных частиц, т. е. изучение способов их структурирования и составленных в результате различных комбинаций, когда исследователю необходимо ответить на вопрос о том, почему создается именно такая комбинация.

3, Выдвигаются следующие задачи психологии как науки:

- разложить душевное состояние на простейшие составные части;

- найти законы соединения этих частей;

- привести эти законы в связь с физиологической организацией.

4. Методом исследования должна быть интроспекция, но суть ее у Титчинера состоит в том, что испытуемому необходимо дойти до «чистого содержания сознания» без вмешательства физических характеристик стимула («ошибка стимула"), подменяющих само явление и те непосредственные ощущения, которые чувствует испытуемый. Этот метод называется аналитической интроспекцией. Структурализм Титчинера содержит следующие идеи.

1. Ощущения, образы и чувства являются первичными элементами сознания и основой для построения любой сложной комбинации.

2. Ощущения и чувства обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.

3. Образы выступают в сознании как следы прежних ощущений и имеют большую или меньшую отчетливость.

4. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, т. е. некоей третьей «внечувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса.


Разработка и апробация методики
В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики: Первый метод – это тест «несуществующего животного». Это проективна ...


O Q4 1 С. Анна 5 5 5 6 7 7 3 2 5 10 3 6 2 Б. Кристина 2 3 4 6 9 2 3 6 4 9 5 8 1 З Наталья 5 5 3 2 7 8 5 2 8 ...