Психология » История психологии как самостоятельная наука » Проблема аффектов в античной психологии
Проблема аффектов в античной психологии

Концепция аффектов у Аристотеля

.

Чувства со­провождают любую деятельность и являются ее источни­ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффект опреде­ляется как страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными из­менениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения. Типичными аффектами являются влечения, гнев, страх, т. е. все то, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Концепция аффектов у стоиков

.

Школа стоиков воз­никла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» - портик храма), где ее осно­ватель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) пропо­ведовал свое учение.

Аффекты понимаются как чрезмерные неразумные и противоестественные движения души человека, связанные с неправильными представлениями о вещах. Существуют 26 разновидностей аффектов. Основными являются разно­видности аффектов удовольствия и неудовольствия, кото­рые стоики считали ложными суждениями о настоящем, и человеческие желания и страхи, определяемые ими как ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Стоики изучали процесс протека­ния аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания аффектов:

1) первая стадия включает в себя нарастание физиоло­гических изменений под влиянием внешних воздействий;

2) на второй стадии происходит непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции;

3) третья стадия характеризуется вмешательством разума, которое может привести как к избеганию аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего), так и к впаданию в сам аффект, т. е. именно разум ответствен за возникновение аффекта.

Практическая методика борьбы с аффектами включает в себя способность не давать аффектам внешнего выражения, а также не преувеличивать их воображением и отвлечься на воспоминания другого рода.


Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное ра ...

Типы конфликтов и способы их протекания
Невольное или сознательное нарушение взаимодействия хотя бы одним из участников образовательного процесса (преподавателем, студентом, коллективом) приводит к возникновению конфликтных ситуаций и, как правило, деформирует развитие личности ...