Психология » История психологии как самостоятельная наука » История психологии как самостоятельная наука
История психологии как самостоятельная наука

Предмет истории психологии

- изучение станов­ления представления о психический реальности на раз­ных этапах развития научного знания, История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Псих-гия как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа опр-лась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную ф-кцию: оно яв-лось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С по­яв-нием нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний. На современном этапе разви­тия науки возникает тесная связь между сознанием и по­ведением, или деятельностью:

Основные задачи предмета истории психологии

1. Диализ возникновения и дальнейшего развития науч­ных знаний о психике с точки зрении научного, и не жи­тейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей меж­ду историей психологии и другими науками, раскрытие тел взаимосвязей, от которых зависят достижения психо­логии,

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических вли­яний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2} тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.


Восточная «линия развития»
На древнем Востоке идеал явно отличался от европейского. Ислам в целом учит смирению и послушанию, дисциплине; призывает трудиться, быть скромным и терпеливым, мужественно сносить невзгоды. Индивидуальная энергия, инициатива, предприимч ...

Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 гг. 19 в. – настоящее время)
В 60-х гг. 19 в. начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты: 1. появляются новые научные парадигмы, институты и психологические профессиональные сообщества; 2. внутри парадигм формируются ...