Психология » Психические познавательные процессы » Критерии внимания и невнимания
Критерии внимания и невнимания
Страница 2

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий. Оно, в свою очередь, может подразделяться на вынужденное (естественное, врожденное или инстинктивное, детерминированное видовым опытом), невольное, зависящее, скорее, от индивидуального опыта, и привычное, обусловленное установками, намерением и готовностью выполнить какую-то деятельность.

По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П. Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий - раздражителей.

1. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение.

2. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шоpox при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п.

3. Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей. Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди белых. Цифра заметна среди букв; иностранное слово — в русском тексте; треугольник — рядом с квадратами.

4. В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогичным образом воспринимается и движение предметов.

5. Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания — в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте.

6. Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют потребности и интересы людей, их отношение к тому, что на них воздействует. Объектом непроизвольного внимания легко становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует его интересам, к чему у него есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение. Тот, кто интересуется спортом, обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, внимание же музыканта привлечет объявление о концерте, и т.д.

Страницы: 1 2 3


Советы тем, кто решил самостоятельно бросить курить
@ Заранее отметьте дату, когда Вы хотите бросить курить. Она может быть приурочена к какому-то событию (отпуск, день рождения и т.д.). Решите, будете ли Вы бросать сразу или постепенно. Если постепенно, пометьте себе промежуточные обязате ...

Описание методик исследования
Исследование мотивации профессионального обучения студентов было проведено на основе специальных методик. Рассмотрим методики, примененные для исследования. 1) «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир)». Методика мо ...