Заключение

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью.

В силу такой неопределенности и чувствительности именно подростковый возраст является наиболее предрасположенным к формированию отклоняющегося поведения.

1. Отклоняющееся, или девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синонимы - отклоняющееся поведение, девиация. Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность) [4, с. 328].

2. Основными неблагоприятными социально-педагогическими факторами, влияющими на осложненное поведение подростков, являются, с одной стороны, недостатки семейного воспитания, с другой - педагогические ошибки учителей, а также противоречия личностного развития подростков.

3. Исследование склонности к отклоняющемуся поведению подростков СОШ №30 г. Гомеля показало, что:

- наиболее распространенными формами отклоняющегося поведения в данной выборке испытуемых являются склонность к нарушению норм и правил, аутоагрессивное поведение и слабость волевого контроля;

- достаточно часто встречается умеренная тенденция к склонности к аддиктивному и делинквентному поведению, а также к агрессии и насилию.

4. Мальчики в отличие от девочек чаще проявляют склонность к социальной желательности, к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению. Также они менее склонны к агрессии и насилию, чем девочки.

Девочки больше мальчиков склонны ориентироваться на социально желательные ответы при заполнении опросника.

Общее у мальчиков и девочек: слабость волевого контроля эмоциональной сферы, наличие умеренных агрессивных тенденций во взаимоотношениях с другими людьми; склонность к аутоагрессивному поведению; низкий волевой контроль эмоциональных реакций; умеренная склонность к делинквентному поведению; практически одинаково распределены среди мальчиков и девочек как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях.


Анализ и обсуждение результатов исследования
Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры". Данные диагностики младших школьников по 1-й методике приведены в таблице №1 Приложения (в), данные диагностики старших ...

Приложения
Приложение 1 1. Как понять, что ваш ребенок думает о самоубийстве. У него депрессия, и он целыми днями лежит, плачет, ничего не ест и ни с кем не хочет разговаривать. В таком случае не стоит добиваться ответа на вопрос «Что случилось?» ...