Воображение - это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.
Образ восприятия — это конечный продукт процесса восприятия.
Образ представления — это конечный продукт процесса представления - процесса преднамеренного и произвольного создания обобщенного наглядного образа и мысленного манипулирования им при решении различного рода задач. Другими словами, образ представления — это образ предметов или явлений реальной действительности, которые в данный момент не воспринимаются человеком, но которые воспринимались ранее.
В основе всякого представления всегда лежит воспроизведение прошлых ощущений и восприятии.
Образ представления — это воспроизведенный образ предметов или явлений реальной действительности.
По мнению И.М. Сеченова представления по своим нервным механизмам отличается от восприятия лишь разницей в возбудителях:
— для восприятия возбудителем являются предметы внешней действительности, которые человек видит, слышит, осязает и так далее.
— для представления возбудителем является слово или мысль о предмете или явлении.
Отличие образов представлений от образов восприятий:
образы представления бледнее образов восприятия (только у некоторых людей наоборот);
у образов представления часто отсутствуют детали.
образы представления не являются устойчивыми и неизменяющимися образами предмета;
образ представления более статичен, он или неподвижен, или с ним совершают манипулирования.
Образы воображения могут быть четырех типов:
• представление того, что существует в действительности, но что раньше человеком не воспринималось;
• представление исторического прошлого;
• представление того, что будет в будущем;
• представление того, что никогда не было в действительности.
Виды воображения и механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А.С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Чаше всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Деятельность Л.С. Выготского. Эволюция взглядов Выготского на отклоняющееся
развитие ребенка
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Выготский сумел определить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были ...
Психологические особенности детей начального этапа общения в
психолого-педагогической литературе
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. А зависят от готовности ре ...
|