Классификация восприятий
В основе любой классификации лежит определенный критерий. С этой точки зрения при классификации восприятий наиболее распространенными являются следующие основания. Они обобщенно показаны в таблице 1.
Таблица 1. Классификация видов восприятия
Основание для классификации восприятия |
Виды восприятия |
Особенности воспринимаемого объекта |
Восприятие предметов, речи, человека человеком |
Преобладание анализатора |
Зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное |
Форма существования материи |
Восприятие пространства, времени и движения |
Наличие или отсутствие чувственной основы |
Перцептивный образ – фантомный образ, эйдетический образ, образ собственного тела, мысленный образ, галлюцинации и т.д. |
Продолжительность перцептивного процесса |
Симультанное - одномоментное;
Сукцессивное - развернутое во времени |
Наличие цели восприятия |
Непроизвольное - непреднамеренное;
Произвольное - преднамеренное | | | |
1. В основе классификации восприятий, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.
2. Поскольку воспринимающие информацию органы относятся к группам интеро-, проприо- и экстерорецепторов, то восприятия можно подразделить на внутренние и внешние.
3. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
4. Специфика формирования образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
Образ – обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений. Необходимо заметить, что существует два типа образов - образы где нет реального стимула и те где он присутствует.
Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех иных чувственной основы нет. К числу таковых относят следующие.
Мысленный образ – смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия.
Фосфены – возникновение или изменение идеосетчаточного света: пятна, узоры. Возникают из-за механического или электрического стимулирования.
Синестезия – когда восприятие одной модальности сопровождается образами других модальностей. Пример: “цветной слух”, Скрябин.
Образ собственного тела.
Фантомный образ: боли в несуществующей руке, ноге и проч. Продолжающееся действие сформированной схемы тела. Могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек сумел освоить. Чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее возникновение фантома. Фантом не возникает, когда части тела разрушаются постепенно.
Гипнагогическая галлюцинация – образы, возникающие в процессе засыпания (при пробуждении – гипнопомпическая). Кажущийся образ, представляющийся реальным.
Этапы развития психологии в период от античности до нового времени
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в УН-У! вв. до н. э., т. е, до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе осно ...
Экспериментальное исследование особенностей
творческих способностей и воображения младших школьников. Организация, методы и методики исследования
Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей возрастной группы, а именно - по сравнению с детьми старше ...
|