Психология » Психические познавательные процессы » Общая характеристика восприятия
Общая характеристика восприятия
Страница 3

Классификация восприятий

В основе любой классификации лежит определенный критерий. С этой точки зрения при классификации восприятий наиболее распространенными являются следующие основания. Они обобщенно показаны в таблице 1.

Таблица 1. Классификация видов восприятия

Основание для классификации восприятия

Виды восприятия

Особенности воспринимаемого объекта

Восприятие предметов, речи, человека человеком

Преобладание анализатора

Зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное

Форма существования материи

Восприятие пространства, времени и движения

Наличие или отсутствие чувственной основы

Перцептивный образ – фантомный образ, эйдетический образ, образ собственного тела, мысленный образ, галлюцинации и т.д.

Продолжительность перцептивного процесса

Симультанное - одномоментное;

Сукцессивное - развернутое во времени

Наличие цели восприятия

Непроизвольное - непреднамеренное;

Произвольное - преднамеренное

1. В основе классификации восприятий, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.

2. Поскольку воспринимающие информацию органы относятся к группам интеро-, проприо- и экстерорецепторов, то восприятия можно подразделить на внутренние и внешние.

3. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

4. Специфика формирования образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.

Образ – обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений. Необходимо заметить, что существует два типа образов - образы где нет реального стимула и те где он присутствует.

Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех иных чувственной основы нет. К числу таковых относят следующие.

Мысленный образ – смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия.

Фосфены – возникновение или изменение идеосетчаточного света: пятна, узоры. Возникают из-за механического или электрического стимулирования.

Синестезия – когда восприятие одной модальности сопровождается образами других модальностей. Пример: “цветной слух”, Скрябин.

Образ собственного тела.

Фантомный образ: боли в несуществующей руке, ноге и проч. Продолжающееся действие сформированной схемы тела. Могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек сумел освоить. Чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее возникновение фантома. Фантом не возникает, когда части тела разрушаются постепенно.

Гипнагогическая галлюцинация – образы, возникающие в процессе засыпания (при пробуждении – гипнопомпическая). Кажущийся образ, представляющийся реальным.

Страницы: 1 2 3 4


Этапы развития психологии в период от античности до нового времени
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в УН-У! вв. до н. э., т. е, до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе осно ...

Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. Организация, методы и методики исследования
Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей возрастной группы, а именно - по сравнению с детьми старше ...