Терапия поведения - Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) - Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках
Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) - Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
Экзистенциальная терапия - Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент
С позиций различных теоретических ориентаций контакт "консультант — клиент":
· или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия);
· или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);
· или составляет содержание обсуждения и работы вообще (психодинамическое направление).
Таким образом, хотя представители, например, экзистенциально-гуманистического и психодинамического направлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важности в процессе консультирования.
Основные организационные формы оказания психологической помощи
.
1. Индивидуальное консультирование
• экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
• индивидуальная психолого-педагогическая помощь
• индивидуальное психологическое консультирование
• катарсическая психотерапия
• библиотерапия
• психоанализ
2. Семейное консультирование
• тренинг эффективности родителя
• поведенческая терапия
• коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)
• конкурентная терапия
3. Групповое консультирование
• ролевой и коммуникативный тренинг
• психодрама
• тренинг сензитивности (эмпатии)
• группы встреч
• разъяснительная психотерапия (лекции)
• телесно-ориентированные тренинги
• арт-терапия
• тренинг делового общения
• групп-анализ
В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:
1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
Забвение реальности
В египетских мумиях возрастом три тысячи лет учеными были найдены следы никотина и кокаина. Это вызвало крайнее удивление, т.к. считалось, что табак и кокаин происходят из Америки и были завезены в Старый Свет только Колумбом и его послед ...
Виды адаптации детей раннего возраста
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольник ...
|