В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше встречался.
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение направленно на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он это будет делать. Таким образом он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс сознания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных иногда очень искусной.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей ещё не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.
Воображения всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях. Так называемых измененных состояниях сознания и т. д.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с обзором желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ:
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное.
Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) инее произвольное (гипотетическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и анцитипирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать сорадоваться, сопереживать.
РЕЧЬ.
Важнейшим достижения человека, позволивший ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строится предложения.
Значения слов представляют собой отношение знаков (слова в данном случае) к обозначенному в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Выделяют следующие основные функции языка:
1) средство существования, передача и условия общественно – исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации)
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.
Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н.
Радищева
Если культура есть совокупность достижений людей в материальном и духовном производстве, умственном, нравственном развитии и общественном устройстве и если труд, таким образом, не может не быть ее существенным условием и звеном, то хар ...
Основные направления развития современной психологии
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.
Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психолог ...
|