Психология » Психология и педагогика » Структура психики; соотношение сознания и бессознательного
Структура психики; соотношение сознания и бессознательного
Страница 1

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы. 2) психические состояния. 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются на познавательные

– к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные –

активные и пассивные переживания, волевые

- решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Под психическим состоянием следует понимать определившейся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и не эффективно.

Наиболее изученным являются: 1) общее психическое состояние, например: внимание проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т.п.)

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности:

ПРОЦЕССЫ

СОСТОЯНИЯ

СВОЙСТВА

ОЩУЩЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ

УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС

НАПРАВЛЕННОСТЬ

ПАМЯТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

МЫШЛЕНИЕ

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ

ТЕМПЕРАМЕНТ

ВООБРАЖЕНИЕ

РЕЧЬ

АПАТИЯ

ХАРАКТЕР

ВНИМАНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНО

ВОЛЕВОЕ

ЭМОЦИИ

УГНЕТЕННОСТЬ И ДР.

СПОСОБНОСТИ

ЧУВСТВА

ВОЛЯ

ПОВЕДЕНИЕ

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности ( систему потребностей интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека)

2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения) ;

3) способности (систему интеллектуально -волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие способности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЗНАНИЯЮ

· обусловлено социальными условиями

· характерно творческое преобразование действительности.

· прогнозирующий характер деятельности

· отражение мира в его существенных связях

· наличие самосознания.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ

· в психических явлениях во сне

· в автоматизированных движениях

· в некоторых не осознанных побуждениях к действиям

· в реакциях на неосознанные раздражители.

Деятельность – форма активного сознания. Сознание – результат поведения и деятельности человека. Сознание образует внутренний план деятельности человека.

На уровне сознания, говоря проще мы имеем осознанный поступок или проявление каких-либо действий. Т.е. мы имеем цель или вновь возникшую потребность. У нас появляется желание или мотив удовлетворить данную потребность, что и служит сигналом к осознанным действиям (путям достижения данной цели) способных удовлетворить у нас вновь возникшую потребность (достижение цели). Т.о. на лицо некий мыслительный алгоритм.

Страницы: 1 2


Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования. Составим сравнительную голограмму психологического развития детей на констатирующем и ...

Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблеме показал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики. Так, авторы учебного пособия [Бауманн] говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного делен ...