Метод визуализации
Страница 1

Помните Шерешевского, знакомого доктора Лурии, человека с поразительной памятью? Одним из методов Шерешевского было то, что иногда называют созданием образов или методом размещения. Когда Шерешевский хотел запомнить список предметов, он предпринимал воображаемую прогулку по городку, в котором он вырос.

У него был любимый маршрут по городку, и он в уме вспоминал этот путь, мысленно размещая каждый предмет, который он хотел запомнить, в различные места вдоль своего пути.

Когда он хотел вспомнить список, он мысленно вновь проходил по этому пути. Что это там, на окне ателье? Ах да, клубок шерстяных ниток. А там, у дверей школы - роман Толстого.

Метод визуализации при запоминании того, что надо сделать, иногда уподобляют методу создания образов Шерешевского, но это не совсем одно и то же. Вот как работает метод визуализации. Предположим, вы хотите:

Заехать за своим другом Петей по пути на работу.

Купить букет для Лены, потому что у нее день рождения.

Встретиться с Геной и Галей за ланчем в "Роге изобилия".

Завезти Петю по дороге с работы домой.

Купить пиццу с пеперони и грибами на ужин.

Существует несколько способов запомнить все дела, включая использование цифрового алфавита. Как это сделать? Хорошо, представьте себе Петю, который летит, держась за ноги аиста. Затем представьте сани, нагруженные цветами, которые подъезжают прямо к Лене.

Если вы не хотите целый день вспоминать список, который вы запомнили, то вам лучше подойдет метод визуализации. Вместо аиста-саней-изюма вы можете вообразить ряд картинок в том порядке, как они, будут происходить в течение дня:

Представьте мысленно, как вы едете на работу. Вы знаете дорогу, по которой едете. В том месте, где вам надо съехать на обочину и подобрать Петю или свернуть с дороги, чтобы попасть туда, где вас ждет Петя, вообразите, как вы это самое и делаете. Хорошо представьте себе эту картину. Выберите какой-нибудь ориентир, который вы не можете не увидеть, когда будете подъезжать к нужному месту, и представьте Петю садящимся в вашу машину, как вы наблюдаете за этим в своем воображении. Добавьте к своей картине звук и ощущение движения. Когда вы на самом деле доедете до этого места и действительность совпадет с ожиданием, вы тут же вспомните о том, что должны заехать за Петей.

Следующая сцена в вашем воображаемом кино - это остановка перед стойкой с цветами в холле вашего офисного здания. Вы уже хорошо знакомы с продавцом цветов, и вы видите и слышите, как вы говорите: "Джим, у Лены сегодня день рождения. Я хочу подарить ей красивый букет. Что ты посоветуешь?" Когда вы через некоторое время будете проходить по холлу и увидите стойку с цветами, вы вспомните сцену, которую вы зрительно представили себе.

Мы знаем, что вы собираетесь заняться своими утренними делами, поэтому следующая сцена вашего воображаемого кино показывает, как вы собираетесь на обед. Вы представляете, как вы проделываете некоторые привычные действия, которые вы всегда делаете перед обедом: закрываете ящики рабочего стола, надеваете пиджак или куртку, снимаете устрашающий рыжий парик и накладной нос, или что еще вы там делаете - продолжите эту картину сами - и представьте, как вы идете в "Рог изобилия". Вы видите Гену и Галю, которые сидят за столиком. Они машут вам. Вы пересекаете зал ресторана и присоединяетесь к ним. Когда время ланча на самом деле приблизится, и вы будете просматривать свое воображаемое кино, вы увидите, как вы присоединяетесь к Гене и Гале.

Не забудьте включить сцену, как вы подвозите Петю на обратном пути домой. Используйте те же самые приемы, представив, как вы встречаете Петю по дороге из офиса. В конце вашего рабочего дня вы просмотрите свое воображаемое кино, увидите, как вы встречаете Петю у входа, и убедитесь, что действительность соответствует тому, что вы себе вообразили.

Страницы: 1 2


Анализ результатов лонгитюдного исследования
В результате проведенного анкетирования у студентов 3 курса (сентябрь - октябрь 2006 г.) при ответе на вопрос о "ценностях в жизни" было выявлено, что ценность "семья" занимает первое место для 65% испытуемых; на второ ...


H ...