В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:
Первый метод – это тест «несуществующего животного».
Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985 г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем.
1. Второй метод – это наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры. Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей.
После общего обследования детей из всех имеющихся начальных классов по указанным выше методикам, мы отобрали двадцать человек со средним и высоким уровнем агрессивности. Набранную группу мы разделили на две, по 10 человек в каждой, повторно замерив, уровень агрессивности для точности и сравнения в дальнейшем. С первой группой мы проводили психологическое консультирование по разработанной методике, а со второй не проводилось никаких занятий. После проведения упражнений мы снова провели диагностику агрессии, сравнив результаты до начала консультативной работы и после нее, у двух групп, в одной из которых проходила работа по снижению уровня агрессивности, а в другой – нет.
Ключевые элементы разработанной нами консультативной методики мы представили в таблице 1, в которой первый столбик будет связан с консультативными гипотезами, второй отражает диагностические методики для проверки консультативных гипотез, а третий – методы оказания воздействия.
Таблица 1. Основные блоки консультативной методики
Психологическая проблема
: Агрессивность ребёнка |
Консультативные гипотезы |
Диагностические методики для проверки консультативных гипотез |
Методы оказания воздействия |
1.
Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами |
1.
Методика: «Рисунок семьи» |
1. Методика «каракули»:
Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии.
2. «Картина мира»:
Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка. |
а) дефицит внимания по отношению к ребёнку. |
2.
Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребёнка |
3. «Соломенная башня»:
Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей.
4. «Портрет твоей семьи»:
Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим. |
б) Антисоциальное поведение родителей.
в) Стиль семейного воспитания |
3.
Отдельная беседа с родителями и ребёнком, а также сбор информации о материальном и социальном положении семьи. |
5. Методика «рисование истории»:
Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом, а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях. |
2.
Агрессивность ребёнка обусловлена школьной дезадаптацией.
а)
тревожность, неуверенность в себе.
б)
психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками. |
1.
Наблюдение за ребёнком на уроке и перемене, беседа с учителем.
2.
Тест выявления тревожности у ребёнка.
3.
Тест «стиль педагогического общения».
4.
«Социометрическая методика». |
Тренинг «Страна понимания»:
Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного поведения. Данные упражнения проводятся с 5 -6 детьми. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации – для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом |
3.
Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллектуальными способностями. |
1.
Методика «рисунок человека».
2.
Тест Векслера на интеллектуальное развитее ребёнка. |
1. Методика «Наши чувства»:
Цель:
Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией. |
4.
Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия. |
1.
Методика «свободный рисунок».
2.
Беседа с родителями на тему увлечений ребёнка в его свободное от учёбы время. |
1. Методика «маленький секрет»:
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.
2. «Мои эмоции»:
Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.
3. «Театр из пластилина»:
Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина |
5.
Агрессия обусловлена половой принадлежностью. |
«Тест Руки» Э. Вагнера. |
1. Курс общей работы с мальчиками и девочками, направленный на снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе |
Разработка и апробация методики
В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:
Первый метод – это тест «несуществующего животного».
Это проективна ...
Трансперсональная психология С. Грофа
Грофвыделил 4 области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область
. Человеческа ...
|