Спокойнее реагируйте на высказывания матери или членов семьи. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие другого. В таком случае срабатывают эмоциональные барьеры. Врач иногда старается найти себе моральную поддержку в полном отрицании того, о чем говорит мать или родственник. Такая ситуация часто встречается, если мать уже консультировалась с кем-либо и получила неудовлетворяющие ее советы, которые скорее усугубили проблему.
Не отвлекайтесь. Необходимо сесть так, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки, сконцентрировать свое внимание только на словах собеседника. Очень важно, чтобы мать чувствовала неравнодушие врача к процессу консультирования. Нередко в ходе приема врача отвлекают посторонние люди или телефонные звонки. Если все же отвлечься необходимо, надо извиниться и продолжить консультирование с повторения последней фразы или утверждения, чтобы показать, что вы хорошо помните, о чем шла речь, и что для вас это тоже важно.
Не указывайте матери, что она должна делать, например, как она должна кормить ребенка. Ваша задача – предоставить достоверную и убедительную информацию о вскармливании и дать матери возможность самой решать, что нужно делать. Не опровергайте и не критикуйте сказанное матерью, но и не соглашайтесь с ее ошибочными высказываниями. Такое нейтральное реагирование показывает матери, что вы уважаете ее мысли и чувства, и дает ей ощутить вашу поддержку. Можно предложить матери варианты выхода из проблемы, но не отдавать распоряжения, начиная с повелительной формы глагола «делайте», «давайте», «найдите», а также слова «всегда», «никогда», «нужно».
Очень важно поощрять и хвалить мать там, где это уместно. Медицинские работники склонны искать проблему и исправлять ее, но необходимо также уметь искать в действиях матери положительные стороны и поощрять ее. В этом случае она охотнее примет ваши рекомендации.
Личная карточка клиента
Ф.И.О. |
Новокшенова Любовь Васильевна |
Возраст |
24 года |
Образование |
Среднее специальное. Окончила ТУ-19 г. Киров по профессии разрисовщик игрушек |
Место работы |
ООО «Весна» г. Киров |
Должность |
Разрисовщик игрушек |
Семейное положение |
замужем |
Условия проживания |
Проживает в 4 комнатной квартире со всеми удобствами. Вместе с ней проживают: муж, сын, дочь, мать, отец |
Наличие детей, иждивенцев |
Двое детей: сыну 3 года, дочери 7 месяцев.
Муж работает на заводе «Сельмаш» слесарем-наладчиком станков с ЧПУ. Родители тоже оба еще работают. |
Социальное положение |
Семья рабочих. |
Внешний вид |
Одета чисто, но одежда не подобрана, единого стиля нет. Волосы чистые, но не причесанные. Впечатление, что за внешним видом не следит |
Особенности поведения, речи, мимики и т.д. |
Походка ссутуленная, голова опущена, плечи не расправлены. Мимика выразительная, эмоции на лице хорошо видны. Движения в целом скованны. Речь плавная, фразы строит правильно, грамотно, уместно применяет эпитеты и сравнения. Но создается впечатление, что часто произносит не свои мысли, а то, что когда-то прочитала. Потому что в речи нет выводов, речь похожа на повествование, без анализа. |
Жалобы |
Со слов клиентки: «Дочери Наташе 7 месяцев. Она улыбается и тянет ручки к маме, к бабушке и дедушке, играет с нами, веселится. А с папой и братиком не хочет играть, плачет, эмоционально их не принимает». |
Истинная суть проблемы |
Во время беседы выяснилось, что у мужа Любовь Васильевны авторитарный характер. Он добивается, чтобы все было так, как он сказал, не смотря на то, что близким иногда так совсем неудобно. В семье часты склоки и скандалы без повода. Причем, по словам клиентки, инициатором и провокатором споров бывает муж. Все споры происходят на глазах у детей. Сама Любовь Васильевна своей вины ни в чем не чувствует. По вопросам воспитания детей в семье так же царит разногласие. Муж считает, что детей надо воспитывать а строгости, а Любовь Васильевна считает, наоборот, что детей нужно баловать «На то оно и детство, потом их жизнь сама научит, а пока их надо баловать и ни в коем случае не допускать того, чтобы им было трудно, во всем им помогать».
В ходе беседы выяснилось, что клиентку волнуют вопросы детско-родительских= отношений, вопросы развития девочки (7 мес.) и отсутствие положительного эмоционального отклика девочки на брата (3 года). Оказалось, что маленький брат «со слов Любовь Васильевны «копирует поведение папы в отношении с малышкой, кричит на нее, а малышка реагирует плачем. |
Методики диагностики |
Тест родительского отношения (Варга, Столин) |
Результаты диагностики |
Тест родительского отношения:
принятие — отвержение — 53,79 %
социальная желательность — 7,88 %
симбиоз — 92,30 %
авторитарная гиперсонализация — 69,30 %
инфантилизация — 100 % |
Заключение по результатам наблюдения и диагностики |
Результаты наблюдения показали, что Любовь Васильевна не совсем адекватно оценивает свои проблемы. Не может увидеть главного, не делает выводов, ищет поддержки, скорее на уровне беседы, но не на уровне принятия решений по устранению проблем. Говорит очень много, часто увлекается, пытается бесплодно рассуждать, не делая выводов и даже не проводя анализ своих рассуждений. О детях говорит с нежностью и любовью.
Результаты диагностики по методике родительского отношения показали:
Эмоциональное отношение к ребенку в целом нельзя назвать теплым, но и холодным отвергающим его тоже не назовешь. Средний результат говорит о том, что Любовь Васильевна в средней степени уважает индивидуальность ребенка, иногда симпатизирует ему. Не стремится проводить много времени вместе с ребенком, не всегда одобряет его интересы и планы. Иногда ее ребенок кажется ей неприспособленным, неудачливым.
Заинтересованность в делах и планах ребенка очень слабая, оценка интеллектуальных и творческих способностей ребенка невысока. В связи с этим инициативу и самостоятельность ребенка не поощряет, не доверяет ребенку.
Высокий балл по шкале симбиотических отношений говорит о том, что клиентка ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
В связи с этим до крайней степени обострены стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Клиентка видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся ей не соответствующими возрасту, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. |
Рекомендации |
На основании данных, полученных в ходе беседы и по результатам диагностики клиентке предложены следующие рекомендации:
1. Старайтесь больше доверять своим детям, пусть они учатся на своих ошибках, так они наберутся больше опыта. А если все время опекать детей, они действительно могут вырасти неприспособленными к жизни;
2. Постарайтесь поговорить с мужем о воспитании детей и выработать единую стратегию воспитания. Выслушайте его точку зрения и вдумайтесь, может быть в ней есть рациональное зерно? Может быть после этого, Вы пересмотрите и свою точку зрения?
3. Читайте больше литературы по воспитанию детей, не просто как с ними играть, а именно как воспитывать, чтобы вырастить гармоничную самодостаточную личность.
4. Развивайтесь сами вместе с детьми, меняйте свое отношение к жизни, пробуйте, набирайтесь опыта, не бойтесь!
5. Старайтесь налаживать отношения с мужем, чтобы меньше спорить, скандалить. Старайтесь приходить к общему мнению в беседе, а не в споре.
6. Если чувствуете, что разгорается ссора, уйдите от детей, чтобы они не слышали Ваших ссор, тогда сын не будет копировать папу и не будет кричать на малышку. И малышка будет спокойнее, если с ней будут общаться ласково и с радостью, и не будут возле нее кричать и ругать друг друга. |
Беседа с сотрудниками службы социальной опеки
Беседу с сотрудниками управления по делам молодежи, службы социальной опеки или других государственных контролирующих инстанций во многих случаях также лучше проводить в присутствии родителей. Часто оказывается, что сотрудники службы уже ...
Психопрофилактическая программа социальной
адаптации подростков с отклоняющимся поведением
Программа социальной адаптации предназначена для подростков с определёнными дезадаптивными формам поведения, так называемым девиантным поведением.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммун ...
|