В содержании внутренней картины болезни отражается не только наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но и преморбидные (доболезненные) особенности личности больного, его характер и темперамент. Преморбидные особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на заболевание. Личко А.Е. в своих трудах различает следующие типы отношения к болезни
- Гармонический - трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
- Эргопатический —желание сохранить работоспособность.
- Анизогнозический — активное отбрасывание мысли о болезни.
- Тревожный—беспрерывное беспокойство и мнительность.
- Ипохондрический — крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения.
- Неврастенический — нетерпеливость и вспышки раздражения, затем — слезы и раскаяние.
- Меланхолический — неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).
- Апатический — полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.
- Сенситивный—чувствительный к межличностным отношениям, боязнь стать обузой для близких.
- Эгоцентрический—"уход в болезнь" с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.
- Паронойяльный — уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.
- Дисфорический — доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.
В переживаниях и отношении человека к своей болезни в динамике можно наблюдать следующие этапы:
- Предмедицинская фаза — длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.
- Фаза ломки жизненного стереотипа - больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания и он полон сомнений и тревог.
- Фаза адаптации к болезни - острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.
- Фаза "капитуляции" — больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску "новых" методов лечения и понимает ограниченность возможностей медицины в его полном излечении. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.
- Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки).
Понятийный аппарат коррекционной педагогики
“Педагог должен стать творцом, сознательным организатором среды, в какой развиваются дети”
(В.П.Кащенко,1930)
1. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личност ...
Социально-психологический тренинг
1. Понятие, сущность и история появления социально-психологического тренинга как формы групповой работы.
2. Методические рекомендации по ведению групп социально- психологического тренинга.
I. В настоящее время в социально-педагогической ...
|