Заключение
Страница 1

В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.

Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время написания работы показывает, что учебная и развивающая деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться и закладываться основные предпосылки развития психических познавательных процессов, которые необходимы учащимся при дальнейшем обучении в школе. Психические познавательные процессы получают наибольшее развитие в том случае, когда вырабатываются такие качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, перед психологом, работающим с учениками младших классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей.

Уровень обучения и воспитания в современном образовательном учреждении в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих и познавательных способностей каждого ребенка. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству).

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования во внеклассной работе психологических занятий и упражнений в игровой форме,

Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого не использовалась игровая форма. Это объясняется, прежде всего, тем, что в занятиях игровой формы органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой усвоение знаний становится более качественным и прочным.

В ходе проведённого исследования прослеживается положительная динамика развития психических познавательных процессов, представленная на рисунках и в таблицах.

На внеклассных занятиях использовалась игровая форма, как средство развития познавательных процессов. Так как играть дети очень любят и активно включаются в изучение материала, с интересом выполняли все условия задания и игры, стараясь добиться хороших результатов.

Детям характерен повышенный интерес к игровым элементам, через которые познают мир, поэтому на занятиях происходит развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи) с использованием игр и упражнений.

Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий:

– во-первых, занятия должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель;

– во-вторых, при организации занятий необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных детей

– в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства педагога-психолога.

В работе:

1. Дана характеристика познавательных процессов.

2. Выявлены особенности развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Тест Лейни М., "Непобедимый интроверт". Просмотрите утверждения, приведенные ниже. Какой список, по-вашему, подходит вам больше? Или в основном подходит (не все к вам относится)? Отвечайте так, как есть, а не так, ...

Факторная структура корреляционных взаимосвязей показателей личностных характеристик, уровня эмоционального выгорания и выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации
Результаты факторного анализа показателей всех методик в группе Р представлены в приложении 6. Факторный анализ показателей методик выявил в группе Р следующую структуру (таблица 2). Первый фактор с удельным весом 4,59 и с долей объясни ...