Невольное или сознательное нарушение взаимодействия хотя бы одним из участников образовательного процесса (преподавателем, студентом, коллективом) приводит к возникновению конфликтных ситуаций и, как правило, деформирует развитие личности.
В процессе педагогического взаимодействия должны быть открытость, ясное понимание побудительных сил и стратегии, профессионального поведения преподавателя (социального педагога) [34].
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:
- социально-педагогические - они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;
- психолого-педагогические конфликты - в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;
- социальный конфликт - ситуативные конфликты от случая к случаю;
- психологический конфликт - происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности [34, с. 59].
Различают конфликтные педагогические ситуации по времени:
- постоянные и временные (дискретные, одноразовые);
- по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.;
- по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые - на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п.
Большинство конфликтов по своей природе субъективны, и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:
- недостаточно хорошее знание человека;
- неправильное понимание его намерений;
- неверное представление о том, что он на самом деле думает;
- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
- неточная оценка отношения данного человека к другому.
С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.
Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым - переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности [15, с 37-38].
Социальная психология учит: прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему он поступает так, а не иначе (его мотивы).
Особенности суицида в подростковом возрасте
Общая характеристика развития личности в подростковом возрасте. По общепринятой классической возрастной периодизации подростковый возраст ограничивается рамками от 11 до 15 лет. В этом возрасте происходят значительные изменения в личностн ...
Диагностико-коррекционная
работа детей младшего школьного
возраста
Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозм») и буквально истолковывается как «различительное познание». Согласно современному общенаучному представлению под термином «диагностика» подразумевае ...
|