От души к сознанию

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой. Идет время, европейское общество преобразуется: форми­руются новые экономические и политические отношения, появляется буржуазия. Бурно развивается машиностроение. Идеи механики проникают и в другие науки. Философы на­чинают проводить аналогии между телом и технической кон­струкцией. Именно с этой идеей и было связано открытие французским философом Рене Декартом (XVII в.) рефлектор­ной природы поведения (термин «рефлекс» вошел в научный обиход позже). Он же ввел понятие сознание вместо понятия «душа»

как понимание человеком происходящих в нем пси­хических процессов.

В философии (как и в других науках) начинает главенство­вать принцип детерминизма (вспомним третий корень пси­хологии!), согласно которому научные факты должны стро­го объясняться в рамках причинно-следственных отношений. Активным приверженцем этого принципа стал Бенедикт Спи­ноза (XVII в.). Он же проповедовал идею единства мира. Спи­ноза писал: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Спиноза, 1957, с. 407). Психология обогащается идеями и других наук, в част­ности математики. Это сказалось прежде всего на взглядах известного немецкого ученого Готфрида Лейбница (XVII в.). Он уподобил психику не арифметической сумме отдельных психических явлений, а интегралу, т.е. результату достаточ­но сложного взаимодействия составляющих. Впервые введя в научный обиход понятие бессознательного, он отмечал сложное переплетение сознательного и бессознательного в деятельности человека

. Лейбниц разграничил также перцеп­цию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, включающее в себя внимание и память).


Механизм рефлексии, как один из аспектов деформации когнитивного компонента Я-концепции
Мотивация использования когнитивных технологий в практике социальной работы в настоящее время во многом связана с тем, что на сегодняшний день данные статистики говорят о низком психокультурном потенциале современных подростков и дефекте ...

Примеры преодоления эмоциональных конфликтных ситуаций
Если инициатором конфликта выступают другие: Конфликтная фраза Варианты ответа в партнерской позиции Мы не хотим сотрудничать с Вами Пожалуйста, объясните причины Почему я должен следовать Вашим указаниям ? Давайте, ...