Невербальное (неречевое) общение
Страница 2

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Д.Б. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.[2,c.39]. Общение одновременно реализует коммуникативную (обмен информацией), персептивную (процесс восприятия друг друга в общении, установление взаимопонимания) и интерактивную (согласование действий, распределение функций, обязанностей) функции с использованием всей совокупности вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

К средствам общения относятся: а) система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые при общении; б) интонация, эмоциональность и выразительность; в) мимика, поза, жесты, взгляд; г) расстояние между собеседниками зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия. Результатом общения является обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка.

Критерии общения: 1) внимание и интерес к другому человеку, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника; 2) эмоциональное отношение к собеседнику; 3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе; 4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер; 5) изменение в процессе общения активности (настроения, слов, действий).[25,с144].

Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном и т.д. Вербальное общение – это общение с помощью словесной, языковой системы передачи информации, осуществляется посредством речи. В вербальном общении обычно применяют два варианта речи: устная и письменная. Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, усиливать психологический контакт между партнерами, обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Общительность – черта характера личности, выражающая потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны: легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, к лидерству в группе.

Общение является глубочайшей потребностью личности, а следовательно, и условием и средством ее удовлетворения.

В общении удовлетворяются 3 потребности:

Ø потребность в самовыражении и в каких-либо достижениях,

Ø потребность во взаимопонимании,

Ø потребность в признании личности, в укреплении позиции, в уважении.

Важно правильно оценивать различные ситуации общения. То, что является естественным в одной ситуации общения (например, дружеской), может оказаться недопустимым в другой (например, в деловой).

Общение может быть личным и деловым.

v Личное общение – это неофициальный обмен информацией.

v Деловое общение – это процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.[19,с.14].

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Лесть
Иногда китайцы прибегают к грубой и неприкрытой лести – восхваление как ваших личных качеств, так и деловых талантов. Не следует идти на поводу у собственного "эго" в ущерб собственному бизнесу. ...

Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное ра ...