На основании результатов теоретического анализа проблемы девиантного поведения, учитывая роль внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие подростков, была поставлена следующая цель: экспериментально изучить особенности девиантного поведения подростков, а также определить и разработать психопрофилактическую программу, направленную на положительное влияние на поведение подростков [23].
В экспериментальном исследовании приняли участие 15 учащихся 11-го класса СШ №22.Возраст учащихся: 15-16 лет
Описание используемых методов и методик
Гипотеза: Если выявить склонности к зависимому поведению и провести комплекс психопрофилактических мероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
Основные методы эмпирического исследования:
Для решения поставленных задач были применены следующие методы диагностического исследования: эксперимент (ведущий метод эмпирического исследования); наблюдение; вспомогательные методы психодиагностики (тестирование, анкетирование).
Характерологический тест Шмишека;
Тест Спилбергера-Ханина на выявление тревожности;
Методика диагностики межличностных отношений Лири;
Опросник Басса-Дарки на выявление агрессии;
Тест "Достаточны ли ваши контакты с детьми?" (автор Р.В. Овчарова).
Характерологический тест Шмишека.
Теоретической основной опросника является концепция К. Леонгарда "акцентуированных личностей", согласно которой присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют "ядро" личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера.
Тест включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Инструкция: "Если Вы согласны с утверждением или вопросом, то ответьте "да", в противном случае - "нет". Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет."
Тест Спилбергера-Ханина
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: "Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы" [14]. Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку [14, 17].
Реактивная (ситуативная) тревожность - состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Приложения
Приложение 1
Сводная диагностическая матрица результатов психосоциального исследования по многофакторному тесту Раймонда Кеттела.
Таблица 1
№
Ф.И.О.
Название факторов
A
B
C
D
E
...
Праздники
Официальными праздниками в Китае являются Новый год (Он празднуется по всей стране 1 января), праздник Весны(Новый год по лунному календарю), Международный женский день(8 марта), День древонасаждений(12 марта), День международной солидарн ...
|