В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования выявлено, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [30].
Сравнительный анализ результатов лонгитюдного исследования позволил выявить, что для студентов 3, 4, 5 курсов по итогам анкетирования сформированными стали:
1. Ценность "семья" - она занимает стабильно первое место, несмотря на то, что процент незначительно изменяется (3 курс – 65%, 4 курс – 60%, 5 курс – 75%).
2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись 3 курс – 15%, 4 курс – 30%, 5 курс – 14,2%.
Многие студенты утвердились в желании работать по выбранной профессии по окончании института (на 3 курсе - 35%, на 4 курсе - 55%, на 5 курсе - 43%). Интересным представляется тот факт, что данный процент увеличивается за счёт тех студентов, которые на 3 курсе категорично отвечали, что не будут работать по данной профессии.
Исследование ценностных ориентаций по методике М. Рокича показало, что такая терминальная ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место (3 курс - 47,3%, 4 курс - 42,1% и 5 курс - 52,3%).
Ценность "счастливая семейная жизнь" студентами 3 курса была поставлена на 3 место и ее выбрали 10,5% исследуемых, но к 4 курсу она становится более значимой (21%), соответственно перемещаясь на 2 место. К 5 курсу процент только увеличивается – 23,8%, то есть она стабильно закрепляется на 2 месте.
Сравнивая инструментальные ценности в течении трех лет исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении обучения для студентов доминировали разные ценности. Если на 3 курсе наибольший процент (21%) отдавали ценности – "честность" (правдивость, искренность), то на 4 курсе 21% исследуемых выбирает – "жизнерадостность" (чувство юмора), а к 5 курсу доминирующей становится такая ценность, как рационализм (19%), т.е. умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); однако, одинаково значимыми (14,2%) остаются ценности: "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно), "жизнерадостность" (чувство юмора) и честность (правдивость, искренность).
Интересным представляется тот факт, что полученные нами данные по методике М. Рокича совпадают со значимыми ценностями, полученными в ходе формирующего эксперимента, проведенного М.С. Яницким. В нашем же исследовании такая переориентация ценностной иерархии произошла в процессе становления, а не формирования.
Полученные данные по методике "Морфологический тест жизненных ценностей", позволяют говорить о том, что наиболее важными являются такие жизненные ценности как "духовное удовлетворение" и "достижение" на протяжении всех трёх лет исследования. Для всех студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов. Удовлетворение своих духовных потребностей студенты ставят выше материальных.
Из жизненных сфер "Сфера профессиональной жизни" занимает главное место в иерархии жизненных сфер на протяжении всех трёх лет исследования. Это означает, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии. "Сфера образования" остается на втором месте при выборе жизненных сфер. Интерес к семейной жизни, также является преобладающим, и претерпел незначительные изменения на протяжении всех трёх лет исследования.
На основании полученных результатов нашей работы, и их количественной и качественной обработки, мы можем сделать вывод о том, что у студентов исследуемой группы на протяжении обучения в ВУЗе активно шел процесс становления ценностей.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Теоретические основы изучения девиантного поведения
в психолого-педагогической практике. Девиантное поведение: определение, характеристика, причины
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением ...
Непонимание окружающих.
В самом деле, заставить других людей лелеять человека с определенными страхами не так уж и легко: достаточно трудно заставить других принимать чужие страхи всерьез. Прежде всего , потому что многие из страхов кажутся смешными: боязнь покр ...
|