Теории внимания

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания.

Отечественный учёный Н.Н. Ланге выдвинул “концепцию волевого внимания”.

Он определил внимание как “целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия”. Н.Н. Ланге разбивает протекание акта внимания на три фазы: первичное восприятие, реакцию, улучшающую восприятие, и улучшенное восприятие. Ланге задаётся вопросом об основном механизме волевого внимания и приходит к выводу, что улучшение восприятия достигается за счёт усиления интенсивности представления. Рассмотрим пример: допустим, вы назначили встречу с приятелем, вы ждёте его уже долгое время, а он всё не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляете себе, что ваш друг вот-вот подойдёт. И, в конце концов, чётко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя, выясняется, что вы обознались. Почему так произошло? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.[2,221]

Учёный Т. Рибо определяет внимание как умственный моноидеизм. Внимание, по Рибо, представляет собой определённое психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. “Антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью заключается в том, что внимание стремиться к единству сознания, в то время как нормальное состояние - это множественность состояний”, - пишет он.[2,222]

Оригинальную трактовку внимания дал в своих работах автор планомерного (поэтапного) формирования умственных действий П.Я.Гальперин. Суть его концепции заключается в том, что: всякое действие (в том числе и умственное), состоит из ориентировочной (психической) и исполнительной частей. Если в результате планомерного формирования умственного контроля мы получим эффект, феноменально не отличимый от явления внимания, представление о внимании как о контроле может считаться обоснованным. Именно такие данные были получены в 1974 г. в работе С.Л. Кабыльницкой по формированию контроля ошибок на письме у школьников. “Не всякий контроль есть внимание (оно должно быть интериоризированно, обобщено и сжато), но всякое внимание есть контроль”, - суммирует свою теоретическую позицию П.Я.Гальперин.[2,237]

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.


Организация условий для адаптации детей раннего возраста
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Эт ...

Психологическая помощь детям с аутизмом
Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков. Для поддержания психофизического тонуса и снятия эм ...