Исследование проводилось 3 апреля 2010 года в Средней общеобразовательной школе № 3 Заводского района, в 10 «Б» классе. В исследовании принимало участие двадцать человек, учащихся этого класса. Возраст испытуемых 14-15 лет. В связи с деликатностью темы, испытуемых предупредили о неразглашении данных, а также попросили преподавателя выйти на время проведения исследования.
Исследование зависимости склонности подростка к суициду от уровня агрессивности.
В работе мы пользовались эмпирическими методами исследования, такими как тестирование и диагностическая анкета. Для исследования уровня агрессивности был выбран метод тестирования, так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования.
Для исследования мы используем так называемые личностные тесты, которые предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности, опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.
Для исследования уровня агрессивности используется модифицированный тест Басса-Дарки. В данной модификации исключена шкала «Чувство вины», убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация. Тест предназначен для диагностики различных форм агрессивного поведения. Данный опросник может быть применим для любой возрастной группы. Интерпретация проводиться в соответствии с ключом, данным в Прил. 2 .
Для определения суицидального риска подростков, использовался метод анкетирования – разновидность опроса, в котором цели исследования достигаются на основе анализа письменных ответов респондентов. Так как в настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска у подростка, находящегося в кризисной ситуации. Поэтому, для данной данного исследования использовалась диагностическая анкета о критических ситуациях подростка (прил. 3), которая позволяет определить потенциальных суицидентов на основе их ответов на вопросы касающиеся определения общего критического состояния, которое может свидетельствовать о высоком уровне склонности к суициду.
Данные проведенного анкетирования по каждому из респондентов представлены в таб. 2. Наличие у испытуемого каждого признака критической ситуации отмечены знаком «+». Количество набранных плюсов более 5, а также более 3 отмеченных ситуаций при ответе на второй вопрос и более 4 при ответе на пятый вопрос может свидетельствовать о склонности подростка к суициду. Всего 11 факторов. Наличие более шести факторов говорит о высоком уровне переживания критических ситуаций, а так как критическая ситуация в подростковом возрасте зачастую сопровождается суицидальными действиями, то этот факт интерпретировался как высокий риск совершения суицида.
Таблица 1. Протокол результатов анкетирования
№ |
Номер вопроса |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество
сфер возникновения критических ситуаций |
Удаленность критической ситуации в психологическое прошлое |
Ее ожидание в будущем |
состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации |
отрицательный баланс, внутренние суицидальное поведение |
ситуационные реакции |
субдепрессивные состояния |
состояния фобического круга |
состояния нервно-психического напряжения |
Количество положительных ответов |
эмоциональный дисбаланс |
пессимизм |
Демоби-лизации |
Дезорганиз-ация |
1 |
3 |
Давно |
Нескоро |
+ | | |
3 | | |
+ |
+ |
2 |
4 |
Давно |
Очень нескоро | |
+ |
+ |
3 | |
+ | |
+ |
3 |
7 |
Недавно |
Скоро |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ | |
+ |
4 |
5 |
Очень давно |
Нескоро |
+ | | |
3 | | |
+ | |
5 |
3 |
Не очень давно |
Нескоро | |
+ | |
2 | |
+ | | |
6 |
2 |
Не очень давно |
Нескоро | | |
+ |
2 | |
+ | | |
7 |
8 |
Недавно |
Не очень скоро |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
7 |
Недавно |
Скоро |
+ | |
+ |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
3 |
Давно |
Нескоро |
+ |
+ | |
3 | | |
+ | |
10 |
4 |
Давно |
Нескоро | | |
+ |
3 |
+ | |
+ | |
11 |
2 |
Давно |
Нескоро |
+ |
+ |
+ |
4 | | | | |
12 |
8 |
Недавно |
Скоро |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
2 |
Не очень давно |
Очень нескоро | | | |
2 |
+ |
+ |
+ | |
14 |
9 |
Совсем недавно |
Не очень скоро |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
5 |
Давно |
Нескоро | | |
+ |
3 | | |
+ | |
16 |
7 |
Недавно |
Скоро |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
7 |
Недавно |
Не очень скоро |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
18 |
10 |
Недавно |
Скоро |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ | |
+ |
+ |
19 |
3 |
Недавно |
Нескоро |
+ | |
+ |
2 | |
+ |
+ | |
20 |
5 |
Недавно |
Нескоро | |
+ | |
1 |
+ |
+ | | |
Самонаблюдение по факторам послеродовой депрессии
û Сильная усталость, заторможенность и изнеможение
û Ощущение грусти, безнадежности и страдания
û Нарушения сна
û Изменения аппетита
û Сильное волнение, страх и паника в течение дня
û Неспособность ...
Специфика психологического изучения мышления
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального понимания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.
Во-первых, сущность предметов и ...
|