Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы.
Начальный этап (организация экспертизы) включает:
§ Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы.
§ Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов.
§ Установление сроков проведения экспертизы.
§ Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности)
Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.
Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения.
Завершающий этап экспертизы – опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения – основы для компетентного управленческого решения. (Крулехт, 2002)
Г.А. Мкртычян предлагает другую последовательность этапов экспертизы. В связи с оформлением нового опыта в ходе экспертизы выделяются и развернуто осуществляются следующие этапы:
§ Фиксация сведений о новом опыте.
§ Его феноменально-концептуальная реконструкция
§ Построение исходной абстракции как средства экспертизы
§ Конкретизация абстракции как средства экспертизы
§ Конкретизация абстракции с последующим контрольным сопоставлением концептуальной реконструкции с феноменально-процессуальной.
Предлагаемая О.С. Анисовым схема экспертной деятельности состоит из следующих этапов: (Мкртычян, 2002)
Рис.1. Этапы экспертной деятельности
Формирование сексуальности в ранние годы
Говорят, что сексуальность - единственная из жизненных функций, которая не может обмануть. Существует три различных подхода к сексуальности, каждый из которых открывает три её не схожих, но дополняющих друг друга аспекта (Жаклин Кан - Нат ...
Навыки, умения, привычки и процесс их формирования
1. Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.
Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема ин ...
|