"Путь в студенты" начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Психологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти планы. Однако это свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин "студент" стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся [33].
Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Анализ социальной структуры студентов педагогического института важен в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев общества, т. е. с точки зрения "выравнивания шансов для всех. Немаловажной является возможность прохождения обучения на бюджетной основе для слабо защищённых слоёв населения, таких как сироты, студенты из малообеспеченных семей.
Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы, в какой социальной среде имеются оптимальный, материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой "улучшенного" типа. Во-вторых, социальный состав студенчества является достаточно пестрым: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты: часть из студентов имеют детей, свои семьи, работу, занимаются бизнесом, частным предпринимательством и проходят обучение на заочном отделении. В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в ВУЗе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Личность как основное понятие психологии и педагогики. Соотношение понятий
«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуа ...
Психология малых групп
Малая группа, социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и ...
|