Кроме того, в медицине хорошо известно, что причиной ЗНПР могут быть внутриутробное недоразвитие плода; недоношенность, обусловленная преждевременными родами; поражение мозга ребенка в период новорожденности. Поэтому можно говорить о пренатальной, натальной и перинатальной формах ЗНПР.
5. По механизмам девиации развития
1) Отставание развития
- недоразвитие (пограничная умственная отсталость)
- фиксированное развитие (церебрастения, неврозоподобые состояния)
- задержанное (МДМ, ряд форм ЗПР)
- регрессирующее (невротические состояния)
2) Диспропорциональное развитие
- искаженное (акцентуации личности)
- альтернирующее (МДП, соматические заболевания)
- дисгармоничное (психопатии)
- измененное (шизофрения)
3) Распад развития
- депривационное (социально-психологическая дезадаптация)
- поврежденное (пограничные формы деменции)
- изоляционное (аутизм)
-дефицитарное (аномалии анализаторов)
Механизмы девиации определяют патогенез формирования ЗНПР и способствуют дальнейшей индивидуализации коррекционной работы.
6. По уровню
1. Задержка развития индивида (нейродинамические)
1. Аффективно-моторные
/конституциональные, дизонтогенетические/- F.9.
1
) Эмоциональные -92-93
-
психический инфантилизм (общее эмоциональное недоразвитие)
-задержка эмоционального развития
2) Сенсорные
- задержка сенсорного развития (на фоне сенсорной депривации)
3) Моторные -95
- психофизический инфантилизм (общее психофизическое недоразвитие)
- задержка моторного развития
4) Поведенческие -90-91
- обшее поведенческое недоразвитие (ядерная психопатия)
- задержка поведенческого развития
2. Коммуникативные
/цереброорганические/ -
F/8/
1) Речевые -80
- задержка обшего речевого развития (обшее недоразвитие речи)
- парциальная задержка речевого развития (фонетико-фонематическое недоразвитие)
2) Нейропсихологические (расстройства обучения) -81
- задержка общего нейропсихологического развития (резидуальная энцефалопатия)
- парциальная задержка нейропсихологического развития (МДМ)
3) Аутистические -84
- детский аутизм (общее коммуникативное недоразвитие) /искаженное развитие/
- парциальная задержка коммуникативного развития
3. Когнитивные -
F.7.
- пограничная у
мственная отсталость (общее интелектуальное недоразвитие)
- задержка когнитивного развития /собственно ЗПР/
- социально-депривационный дефицит /педагогическая запушенность/ (дефекты воспитания и дефицит информации)
2. Задержка развития субьектности (психодинамические) -
F.4/
1) Невротические /
психогенные/
- астеноневротическая задержка психического развития -48
- регрессивная задержка психического развития (тревожно-фобическая) -40-41
- конверсионная задержка психического развития -44
2) Соматоформные -
45
- соматизированная задержка психического развития (психосоматическая, ипохондрическая, депрессивная)
- соматическая задержка психического развития /соматогенная/
3. Задержка развития личности (социодинамические)
1) Специфические -
60
- патохарактерологическая задержка личностного развития
2) Неспецифическая
/временная ЗПР/ -62
- стрессорная задержка личностного развития
- психогенная задержка личностного развития
4. Задержка развития индивидуальности (социально-адаптационые)
-43
1) Конфликтогенные
(реакции)
- социально-психологическая декомпенсация
2) Дезадаптационные
(состояния)
- общая социально-психологическая дезадаптация
- семейная дезадаптация
-
образовательная дезадаптация
В прямых скобках представлены курсивом психолого-педагогические формулировки диагноза. Цифрами отмечен порядковый номер диагноза по МКБ-10, что уточняет его шифровку.
Говоря о возрастных особенностях поражения различных уровней нервно-психического статуса ребенка необходимо отметить следующие особенности:
1) Аффективно-моторные формы (0-1 год)
2) Коммуникативные (1-3 года)
3) Когнитивные (3-7 лет)
4) Психодинамические (7-12 лет)
5) Социодинамические (12-15 лет)
6) Социально-адаптационные (15-23 года).
В целом, данная классификация призвана обозначить все пространство исследования проблемы ЗНПР. Понятно, что каждый узкий специалист (невролог, психиатр, психотерапевт, коррекционный педагог и др.) выберет в дальнейшем из нее свой диагностический блок, который будет эффективно применять в своей практической деятельности.
Что же такое личность?
Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»:
“Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических харак ...
Понятие о маскулинности, феминности и андрогинности
Маскулинность
и фемининность
(от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связан ...
|