Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Характеристика девиантного поведения
Характеристика девиантного поведения
Страница 1

«Коррективная педагогика учитывает нормативные индивидуальные особенности и индивидуальные дефекты каждого из детей, … являясь ветвью общей педагогики» (В.П. Кащенко)

1. Общая характеристика

Отклонения в психическом развитии характеризуются обычно не прогрессирующим течением; и при правильном воспитании и обучении позволяют адаптировать ребенка в обычных социальных условиях. Но при воздействии ряда биологических факторов (дополнительные нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы); социальных факторов (конфликтные ситуации в семье, неправильное воспитание) прогноз отклонения в развитии может ухудшаться. Формируются различные варианты социально-психологической дезадаптации и девиантное поведение.

Обычно это происходит в подростковом возрасте, когда наблюдается перестройка во всех психологических системах организма. И они становятся особенно чувствительными для патогенных биологических и социальных воздействий. При этом ведущее значение отводится психотравмирующим факторам, связанным с безуспешным пребыванием в массовой школе, неадекватным отношением сверстников и взрослых и т.д.

Среди типов нарушений поведения, наблюдаемых у подростков-девиантов, наибольшее значение имеют психопатоподобные расстройства, препятствующие социальной адаптации, и способствующие формированию асоциального поведения, вплоть до совершения преступлений. В настоящее время эта группа отклонений в развитии называется "девиантное поведение", или уклоняющееся от обычных социальных норм. Для данной категории детей в настоящее время организуются специальные учреждения.

Существуют многочисленные классификации, в частности К.С.Лебединская (1976) делит этих детей на две группы: психическая декомпенсация невротического типа; психическая декомпенсация психопатоподобного типа.

2. Формы девиантного поведения

2.1 Психическая декомпенсация невротического типа

Ее формирование связано с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. У подростков отмечается повышенная чувствительность, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание своих неудач. При этом снижается успеваемость. Во время устных ответов, контрольных работ они испытывают страх, растерянность. Они переживают особенности своей внешности: наличие косоглазия, микроцефалии, моторной неловкости и т.д.

Чувство неполноценности вызывает образование аутистических наклонностей - болезненного состояния психики, характеризующегося повышенной сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реальности внешнего мира. Они предпочитают быть одни, а в фантазиях компенсаторного типа они представляют себя красивыми и сильными, ориентируясь на свой идеальный образ-Я. Поступки, внешне носящие асоциальный характер, например попытки бродяжничества, носят характер защитных реакций.

2.2 Психическая декомпенсация психопатоподобного типа

2.2.1 Нарушения с преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости. Отмечаются нарушения школьной дисциплины (снижение внимания на занятиях, раздражительность, склонность к немотивированным конфликтам, агрессии, систематическим прогулам). В дальнейшем формируется асоциальное поведение (ранняя алкоголизация, воровство, бродяжничество). Для них характерно отсутствие интереса к школьным занятиям. Обычно они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Наблюдается эмоционально-волевая незрелость, которая проявляется в отсутствии стойких привязанностей при большей общительности.

Основной мотив поведения - удовольствие: а любая деятельность, требующая волевых усилий вызывает отказ от нее. На уроках они расторможены, отмечается повышенная отвлекаемость. Любая их деятельность характеризуется импульсивностью, нетерпеливостью быстрой пресыщаемостью. Незрелые формы самоутверждения проявляются в примитивных вымыслах.

2.2.2 Нарушения с преобладанием аффективной возбудимости

Преобладание аффективной возбудимости и двигательной расторможенности сопровождается повышенной раздражительностью и склонностью к агрессивным действиям. Аффекты связаны с обостренным самолюбием, нетерпимостью к критике, негативизмом. Интеллектуальную недостаточность они стремятся компенсировать физическим превосходством, утверждаясь агрессивным поведением. Возможны немотивированные колебания строения в виде дисфории со злобностью, подозрительностью.

Физически эти подростки более развиты, у них наблюдается более раннее и ускоренное половое созревание. Это подтверждает наличие патогенетической связи между аффективной возбудимостью и дисгармоничным бурным половым метаморфозом.

Страницы: 1 2


Основные расстройства памяти
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расп ...

Индивидуальная психология А. Адлера.
А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впоследствии отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивидуальной психологией. 1. Чувство неполноценности, а не сексуальность, является фактором развития личности, заставляя ...