При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована; имеются некоторые недостатки произношения: нечеткость артикуляции, оглушение звонких согласных и т.д.
При врожденном нарушении зрения у ребенка не формируются зрительные представления об окружающем мире. При этом возникают затруднения в формировании вертикального положения тела, прямохождения, страх пространства и новых предметов. Это вызывает задержку развития пространственной ориентации и предметной деятельности. Поэтому первые специализированные манипуляции появляются у слепых детей только после двух лет. В свою очередь, выраженное недоразвитие пространственной ориентации обуславливает позднее формирование походки, схемы тела (Солнцева Л.И., 1978).
Нарушения зрения в раннем возрасте даже на уровне слабовидения вызывают недоразвитие психомоторной сферы: задерживается дифференциация движений, наблюдаются явления застывания с предметом или наоборот избыточные стереотипные движения головой и руками. При нарушениях в более старшем возрасте имеющиеся зрительные впечатления облегчают развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.
3) Влияние уровня социо-культурного развития на первичный биологический дефект. Не только первичный дефект вызывает многоуровневые вторичные нарушения, но существуют и обратные влияния. Так, если при неполной потере слуха если ребенок не научился говорить, то дефект слуха утяжеляется в связи с ограниченным опытом его использования. И наоборот, максимальное стимулирование речи способствует уменьшению первичного дефекта и оказывает развивающее влияние на слух.
4) Неравномерность развития ребенка с сенсорным дефектом. Если у здорового ребенка гетерохрония (неравномерность развития) является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у ребенка с сенсорной аномалией наблюдается несоответствие в формировании отдельных систем, тормозящее общее развитие. Так, если у здорового ребенка в основе игровой деятельности лежат хорошо знакомые предметные действия, то у слепого игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики создает, своеобразие игровой деятельности слепого ребенка. Она осуществляются в виде примитивных манипуляций и однообразно повторяемых движений.
Но при этом сопровождается значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Т.е. максимально бедный моторный компонент игры сосуществует с гораздо более сложной и изолированной вербальной продукцией. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения (Л.И. Солнцева, 1978).
5) Недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации (В.И. Лубовский,1978). При этом страдает усвоение не только информации, связанной с пораженным анализатором. Но имеются затруднения в скорости и объеме информации, поступающей через сохранный анализатор. Так, у глухих детей младшего возраста отмечается замедленность восприятия и зрительной информации.
Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и
слуха
1. Основные закономерности психического развития при сенсорном дизонтогенезе
Недостаточность зрения и слуха является основной причиной формирования сенсорного дефекта как психофизиологического дефицита определенных анализаторов. Это, в с ...
Психосоциальный подход в социальной работе
Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с ...
|