Применение системы условных обозначений позволяет обучать слепых чтению и письму по рельефной системе Брайля. Она включает в себя рельефно-точечный шрифт, каждая буква которого состоит из выпуклых точек. Различные комбинации этих точек дают возможность получить определенное количество знаков для обозначения всех букв алфавита и цифр.
Для компенсации дефектов зрения используют звуковое условное кодирование, которое в тифлоприборах позволяет воспринимать зрительные признаки окружающих предметов.
8. Слабовидящие дети
К слабовидящим относятся дети с остротой зрения при коррекции 0,05-0,4. Слабовидящими считаются также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие другие нарушения зрительных функций (сужение полей зрения, сниженная точность, замедленность обзора, нистагм глаз). Слабовидение, в целом, затрудняет пространственную ориентировку.
В этой группе детей зрение остается ведущим анализатором в учебном процессе. Используются специальные оптические средства коррекции зрения (телескопические очки, контактные линзы, лупы), создается повышенная освещенность в учебных помещениях (сила света 500-700 люкс), применяются учебники с крупным шрифтом и тетради со специальной разлиновкой. Специальные одноместные парты обеспечивают правильную посадку, возможность располагать зрительные объекты на необходимом расстоянии от глаз.
У слабовидящих детей наряду с ограниченным запасом представлений отмечается их искажение в результате замедленного и затрудненного восприятия. Кроме того, представления отличаются нечеткостью и нестойкостью. В определенной степени замедленны также процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Отставание физического развития может быть следствием ограниченности движений.
Работа с участием зрения чередуется с устными видами занятий. Необходимы также перерывы в зрительной работе через каждые 10-15 минут.
Значительное число слабовидящих детей попадают в специальные школы после нескольких лет пребывания в общеобразовательной школе, где они испытывали различные затруднения. Они плохо видят текст учебника, изображение на доске; таблицы чаще недоступны их восприятию. Работоспособность таких детей неустойчива из-за быстрого утомления от зрительной работы. Продолжение обучения слабовидящего в массовой школе может привести к хронической неуспеваемости и дальнейшему ухудшению зрения. Ребенок в таком состоянии нуждается в более щадящем режиме, резкие движения и прыжки, наклоны головы и т.д.
Особую группу составляют дети с нарушениями зрения, которые при обеспечении индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе. Это дети с аномалиями рефракции, которая очень широко распространена, причем близорукость значительно возрастает к старшему школьному возрасту.
Эмоциональный способ
отражения отношений и аффективные оценки
Несмотря на большую простоту по сравнению рефлексивным познанием отношений осознанное постижение своих потребностных отношений и их отражение в оценочной форме требуют, все же, достаточно высокого уровня познавательных возможностей субъек ...
Теория социального научения (бихевиоральная модель)
В отличие от прочих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае р ...
|