Кроме того, отмечается замедленность процессов анализа и синтеза, недостаточная подвижность и гибкость мышления. Процессы сравнения, выделения сходства объектов осуществляется значительно медленнее. Глухие часто называют второстепенные и не воспроизводят важные признаки обьекта.
В дальнейшем в связи с недоразвитием вербального мышления затрудняется переход к абстрактному мышлению. При этом снижается способность воображения использовать предмет в новом функциональном назначении.
Обобщение сужено по объему, страдает многосторонний анализ объектов. Отмечается также недостаточность арифметического обобщения действий.
В - речь. Т.к. глухие дети не слышат речь, то у них не возникает потребность в словесном общении. Они не могут воспринимать на слух речевые образцы и подражать им, не могут определять интонацию, эмоциональную окраску речи.
Поэтому у них формируются оптические образцы слов через зрительное восприятие буквенного состава слова, закрепляемого дактилированием и обучением произношению звуков. Т.е. глухие воспринимают речь не через слух, а зрительно-двигательным путем и лишены самоконтроля произносимых слов. Они позднее овладевают слоговой структурой слов, чем буквенным составом. Это затем затрудняет чтение слов, овладение грамматическим строем языка.
С целью обучения и формирования контакта с близкими глухой ребенок вынужден прибегать к жестам и выразительной мимике. В результате формируется мимико-жестовая речь. В частности, указывающий жест используется для указания и обозначения предмета, мимикой раскрываются качественные свойства предмета.
Предмет могут также обрисовывать в виде контура. Действия также имитируются жестами. Особенностью мимико-жестовой речи является многословность (одному слову соответствуют несколько жестов) и многозначность (одному жесту соответствует много значений).
Дактильная речь это своеобразная форма словесной речи, построенная на движении пальцев руки в воздухе. Дактильные знаки обозначаются пальцами правой руки. При этом дактильная азбука основана на обычном алфавите и содержит 32 знака.
Эта речь является аналогом устной речи и осваивается в возрасте 3 лет. Овладевая словарным запасом они с трудом усваивают значения обобщенных терминов, осмысливают понятия, что нарушает грамматический строй речи.
Используется также чтение с губ. Обратная связь речи осуществляется не за счет слуха, а с помощью кинестетической чувствительности.
Г-деятельность. У глухих наблюдается нарушение в формировании двигательных, поведенческих и профессиональных навыков. С выключением функции слухового и вестибулярного анализаторов нарушаем контроль за движениями, их плавностью, ритмичностью действий, снижен их темп.
Глухие склонны выполнять действия по указаниям родителей или используя подражание. В условиях трудового обучения они хуже понимают логику и последовательность операций. Предметная деятельность до 3 лет отличается подражательностью, в игровой детальности наблюдается стереотипия. Учебная деятельность характеризуется ограниченностью словесно-логического мышления.
4. Особенности личности
В условиях сенсорной и социальной депривации развиваются вторичные отклонения в формировании личности. Они проявляются, в частности, такими негативными чертами характера как вспыльчивость, агрессивность, недоверчивость, эгоизм и др.
При глухоте возникающей в раннем детстве формируется задержка психического развития. Для глухих характерны психомоторная расторможенность, оживленная жестикуляция, черты психического инфантилизма.
Переживание глухим своего дефекта способствует развитию замкнутости, что усиливает социальную депривацию. В свою очередь, это обуславливает социальную незрелость личности, эмоционально-волевой инфантилизм, повышенную внушаемость, склонность к подражанию, недостаточный контроль над эмоциями, повышенную сензитивность и стеснительность.
Нередко отмечаются явления подозрительности, что может способствовать паранояльному развитию личности. Считается, что подозрительность является результатом постоянной настороженности как психологический механизм компенсации при глухоте. Отмечается также недостаточная зрелость самооценки, мировоззрения, осознанности поведения.
5. Патохарактерологическое развитие глухих детей
Выделяют три группы патохарактерологического развития глухих детей (В.Ф. Матфеев, 1987).
А - личности с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью (40%). Отмечается двигательное беспокойство, раздражительность, повышенная отвлекаемость, упрямство, аффективность, склонность к конфликтам, эгоцентричность.
Отмечается также эмоционально-волевая незрелость, неустойчивостъ интересов, повышенная внушаемость. Низкая успеваемость, речь развивается медленно. Дезадаптация сопровождается конфликтами с окружающими.
Мышление как процесс.
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышл ...
Виды мышления
Выделяют два основных вида человеческого мышления это теоретическое и практическое каждое из которых в свою очередь делится еще на два, рассмотрим же эти виды мышления указанные на таблице находящейся немного выше:
1) теоретичес ...
|